Летопись метростроения в городах России
за 2020 г.
31.12.20 – МОСКВА
– В 11:45 первый поезд с пассажирами отправился от ст. «Электрозаводская» Некрасовской линии.
В эксплуатацию пущен участок Некрасовской линии «Лефортово» — «Электрозаводская». «Электрозаводская» стала 239-й
станцией Московского метро, при этом количество действующих станций (без учёта временно закрытых станций «Смоленская»
Арбатско-Покровской линии и «Рижская», но с учётом закрытых на полную реконструкцию станций «Каховская» и «Варшавская»)
составило 237. Станция открыта без пересадки на одноимённую станцию Арбатско-Покровской линии.
29.12.20 – МОСКВА – Открылся подземный переход между станциями «Динамо» Замоскворецкой и «Петровский парк» Большой кольцевой линий. С момента открытия ст. «Петровский парк» 26 февраля 2018 г. пересадка между станциями осуществлялась через их вестибюли с выходом в город (при этом она не требовала дополнительной оплаты).
22.12.20 – МОСКВА – С началом утреннего движения вновь открылся временно закрытый с 12 декабря участок Большой кольцевой линии от ст. «ЦСКА» до ст. «Деловой центр». Впервые заработала пересадка между двумя станциями «Деловой центр» Большой кольцевой и Солнцевской линий.
21.12.20 – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – Издано распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре № 1-11-455 о подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта — Адмиралтейско-Охтинской линии метрополитена от ст. «Двинская» до ст. «Театральная-2».
12.12.20 – МОСКВА – С началом утреннего движения поездов изменена маршрутная схема Солнцевской линии. Отменено движение поездов Солнцевской линии на участке «Парк Победы» — «Савёловская», при этом на бывшем объединённом участке Большой кольцевой и Солнцевской линий «Шелепиха» — «Савёловская» движение поездов Большой кольцевой линии временно осуществляется от «Савёловской» только до ст. «ЦСКА». Поезда Солнцевской линии от ст. «Парк Победы» следуют до ст. «Деловой центр» Солнцевской линии, работа которой возобновлена (ранее участок «Парк Победы» — «Деловой центр» был закрыт с 24 февраля 2018 г.). Таким образом количество действующих станций Московского метро (без учёта временно закрытых станций Большой кольцевой линии, станций «Смоленская» Арбатско-Покровской линии и «Рижская», но с учётом закрытых на полную реконструкцию станций «Каховская» и «Варшавская») возросло до 236. Введён в эксплуатацию оборотный тупик за ст. «Деловой центр» Солнцевской линии.
11.12.20 – МОСКВА – В ночь с 10-го на 11-е декабря по пусковому участку Некрасовской линии «Лефортово» — «Электрозаводская» прошёл пробный поезд.
08.12.20 – МОСКВА – В ночь с 7-го на 8-е декабря по пусковому участку Некрасовской линии от тупика на перегоне «Лефортово» — «Электрозаводская» до ст. «Электрозаводская» прошёл габаритный вагон.
03.12.20 – МОСКВА – На градостроительно-земельной комиссии (ГЗК) г. Москвы одобрен проект планировки новой Бирюлёвской линии от пересадочного узла «ЗИЛ» до района Бирюлёво Западное. На линии длиной 20,7 км будут расположены 10 станций со следующими проектными названиями: «ЗИЛ», «Остров мечты», «Кленовый бульвар», «Батюнино», «Москворечье», «Кавказский бульвар», «6-я Радиальная улица», «Липецкая», «Загорье», «Бирюлёво».
03.12.20 – МОСКВА – По участку Солнцевской линии от временно недействующей ст. «Деловой центр» до вводимого в эксплуатацию оборотного тупика за станцией прошёл пробный поезд.
28.10.20 – КАЗАНЬ – АО «Казметрострой» начало проходку правого (северо-восточного) перегонного тоннеля от ст. «Улица Академика Сахарова» до ст. «100-летие ТАССР» Второй линии. Проходка ведётся с помощью ТПМК Hitachi Ляйсан.
14.09.20 – МОСКВА – ООО «Тоннель-2001» Мосметростроя завершило проходку левого (южного) перегонного тоннеля Большой кольцевой линии от круглой камеры на площадке № 17 перегона «Стромынка» — «Ржевская» до подземной демонтажной камеры перед ст. «Савёловская». Проходка велась с помощью ТПМК Herrenknecht S-772 Инна. Будущие станционные тоннели «Ржевской» и «Шереметьевской» щит прошёл транзитом с сооружением пилот-тоннелей.
22.08.20 – МОСКВА – Для замены эскалаторов, ремонта наземного вестибюля и наклонного хода закрылась ст. «Рижская» Калужско-Рижской линии.
14.07.20 – МОСКВА – China Railway Construction Corporation (дочернее предприятие CRCC — ООО «СиАрСиСи Рус») завершило проходку левого (восточного) перегонного тоннеля длиной 799 м на участке Коммунарской линии от ст. «Славянский мир» до ст. «Улица Генерала Тюленева». Проходка велась с помощью ТПМК ZTE-6250 DZ401 Полина.
09.07.20 – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – Установкой 148-го кольца ОАО «Метрострой» завершило проходку горным способом наклонного хода ст. «Юго-Западная» Красносельско-Калининской линии.
07.07.20 – МОСКВА – China Railway Construction Corporation (дочернее предприятие CRCC — ООО «СиАрСиСи Рус») завершило проходку правого (западного) перегонного тоннеля длиной 828 м от ст. «Славянский мир» до ст. «Улица Генерала Тюленева» — первого тоннеля на Коммунарской линии. Проходка велась с помощью ТПМК ZTE-6250 DZ398 Дарья.
23.04.20 – КАЗАНЬ – АО «Казметрострой» начало проходку левого (юго-западного) перегонного тоннеля от ст. «Улица Академика Сахарова» до ст. «100-летие ТАССР» Второй линии. Проходка ведётся с помощью ТПМК Wirth-NFM Айсылу.
27.03.20 – МОСКВА – В 10:37 первый поезд с пассажирами отправился от ст. «Косино» до ст. «Лефортово». В эксплуатацию пущен второй участок Некрасовской линии. Открылись 6 станций Московского метро: «Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская», «Нижегородская», «Авиамоторная» и «Лефортово». На станции «Нижегородская» действует прямая пересадка на ст. «Нижегородская» Московского центрального кольца, собственный отдельный выход которой на Нижегородскую улицу закрыт. Станция «Авиамоторная» открыта с одним выходом к проезду Энтузиастов, без пересадки на Калининскую линию. Станции «Юго-Восточная», «Окская» и «Стахановская» имеют береговые платформы, а пути между станциями «Косино» и «Нижегородская» проходят в одном тоннеле 10-метрового диаметра (аналогичном перегону Невско-Василеостровской линии Петербургского метро от ст. «Приморская» до ст. «Беговая»). Станция «Нижегородская» имеет две островные платформы и четыре пути для будущей пересадки на Большую кольцевую линию. Общее количество станций возросло до 238, при этом количество действующих станций (с учётом закрытых станций: «Деловой центр» Солнцевской линии, «Каховская» и «Варшавская») составляет 235.
22.02.20 – МОСКВА – Для замены эскалаторов, реставрации наземного вестибюля и ремонта наклонного хода закрылась ст. «Смоленская» Арбатско-Покровской линии. Старые эскалаторы проработали на станции почти 67 лет.
15.01.20 – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – ОАО «Метрострой» начало проходку наклонного хода ст. «Горный институт» Лахтинско-Правобережной линии.
29.12.20 – МОСКВА – Открылся подземный переход между станциями «Динамо» Замоскворецкой и «Петровский парк» Большой кольцевой линий. С момента открытия ст. «Петровский парк» 26 февраля 2018 г. пересадка между станциями осуществлялась через их вестибюли с выходом в город (при этом она не требовала дополнительной оплаты).
22.12.20 – МОСКВА – С началом утреннего движения вновь открылся временно закрытый с 12 декабря участок Большой кольцевой линии от ст. «ЦСКА» до ст. «Деловой центр». Впервые заработала пересадка между двумя станциями «Деловой центр» Большой кольцевой и Солнцевской линий.
21.12.20 – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – Издано распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре № 1-11-455 о подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта — Адмиралтейско-Охтинской линии метрополитена от ст. «Двинская» до ст. «Театральная-2».
12.12.20 – МОСКВА – С началом утреннего движения поездов изменена маршрутная схема Солнцевской линии. Отменено движение поездов Солнцевской линии на участке «Парк Победы» — «Савёловская», при этом на бывшем объединённом участке Большой кольцевой и Солнцевской линий «Шелепиха» — «Савёловская» движение поездов Большой кольцевой линии временно осуществляется от «Савёловской» только до ст. «ЦСКА». Поезда Солнцевской линии от ст. «Парк Победы» следуют до ст. «Деловой центр» Солнцевской линии, работа которой возобновлена (ранее участок «Парк Победы» — «Деловой центр» был закрыт с 24 февраля 2018 г.). Таким образом количество действующих станций Московского метро (без учёта временно закрытых станций Большой кольцевой линии, станций «Смоленская» Арбатско-Покровской линии и «Рижская», но с учётом закрытых на полную реконструкцию станций «Каховская» и «Варшавская») возросло до 236. Введён в эксплуатацию оборотный тупик за ст. «Деловой центр» Солнцевской линии.
11.12.20 – МОСКВА – В ночь с 10-го на 11-е декабря по пусковому участку Некрасовской линии «Лефортово» — «Электрозаводская» прошёл пробный поезд.
08.12.20 – МОСКВА – В ночь с 7-го на 8-е декабря по пусковому участку Некрасовской линии от тупика на перегоне «Лефортово» — «Электрозаводская» до ст. «Электрозаводская» прошёл габаритный вагон.
03.12.20 – МОСКВА – На градостроительно-земельной комиссии (ГЗК) г. Москвы одобрен проект планировки новой Бирюлёвской линии от пересадочного узла «ЗИЛ» до района Бирюлёво Западное. На линии длиной 20,7 км будут расположены 10 станций со следующими проектными названиями: «ЗИЛ», «Остров мечты», «Кленовый бульвар», «Батюнино», «Москворечье», «Кавказский бульвар», «6-я Радиальная улица», «Липецкая», «Загорье», «Бирюлёво».
03.12.20 – МОСКВА – По участку Солнцевской линии от временно недействующей ст. «Деловой центр» до вводимого в эксплуатацию оборотного тупика за станцией прошёл пробный поезд.
28.10.20 – КАЗАНЬ – АО «Казметрострой» начало проходку правого (северо-восточного) перегонного тоннеля от ст. «Улица Академика Сахарова» до ст. «100-летие ТАССР» Второй линии. Проходка ведётся с помощью ТПМК Hitachi Ляйсан.
14.09.20 – МОСКВА – ООО «Тоннель-2001» Мосметростроя завершило проходку левого (южного) перегонного тоннеля Большой кольцевой линии от круглой камеры на площадке № 17 перегона «Стромынка» — «Ржевская» до подземной демонтажной камеры перед ст. «Савёловская». Проходка велась с помощью ТПМК Herrenknecht S-772 Инна. Будущие станционные тоннели «Ржевской» и «Шереметьевской» щит прошёл транзитом с сооружением пилот-тоннелей.
22.08.20 – МОСКВА – Для замены эскалаторов, ремонта наземного вестибюля и наклонного хода закрылась ст. «Рижская» Калужско-Рижской линии.
14.07.20 – МОСКВА – China Railway Construction Corporation (дочернее предприятие CRCC — ООО «СиАрСиСи Рус») завершило проходку левого (восточного) перегонного тоннеля длиной 799 м на участке Коммунарской линии от ст. «Славянский мир» до ст. «Улица Генерала Тюленева». Проходка велась с помощью ТПМК ZTE-6250 DZ401 Полина.
09.07.20 – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – Установкой 148-го кольца ОАО «Метрострой» завершило проходку горным способом наклонного хода ст. «Юго-Западная» Красносельско-Калининской линии.
07.07.20 – МОСКВА – China Railway Construction Corporation (дочернее предприятие CRCC — ООО «СиАрСиСи Рус») завершило проходку правого (западного) перегонного тоннеля длиной 828 м от ст. «Славянский мир» до ст. «Улица Генерала Тюленева» — первого тоннеля на Коммунарской линии. Проходка велась с помощью ТПМК ZTE-6250 DZ398 Дарья.
23.04.20 – КАЗАНЬ – АО «Казметрострой» начало проходку левого (юго-западного) перегонного тоннеля от ст. «Улица Академика Сахарова» до ст. «100-летие ТАССР» Второй линии. Проходка ведётся с помощью ТПМК Wirth-NFM Айсылу.
27.03.20 – МОСКВА – В 10:37 первый поезд с пассажирами отправился от ст. «Косино» до ст. «Лефортово». В эксплуатацию пущен второй участок Некрасовской линии. Открылись 6 станций Московского метро: «Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская», «Нижегородская», «Авиамоторная» и «Лефортово». На станции «Нижегородская» действует прямая пересадка на ст. «Нижегородская» Московского центрального кольца, собственный отдельный выход которой на Нижегородскую улицу закрыт. Станция «Авиамоторная» открыта с одним выходом к проезду Энтузиастов, без пересадки на Калининскую линию. Станции «Юго-Восточная», «Окская» и «Стахановская» имеют береговые платформы, а пути между станциями «Косино» и «Нижегородская» проходят в одном тоннеле 10-метрового диаметра (аналогичном перегону Невско-Василеостровской линии Петербургского метро от ст. «Приморская» до ст. «Беговая»). Станция «Нижегородская» имеет две островные платформы и четыре пути для будущей пересадки на Большую кольцевую линию. Общее количество станций возросло до 238, при этом количество действующих станций (с учётом закрытых станций: «Деловой центр» Солнцевской линии, «Каховская» и «Варшавская») составляет 235.
22.02.20 – МОСКВА – Для замены эскалаторов, реставрации наземного вестибюля и ремонта наклонного хода закрылась ст. «Смоленская» Арбатско-Покровской линии. Старые эскалаторы проработали на станции почти 67 лет.
15.01.20 – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – ОАО «Метрострой» начало проходку наклонного хода ст. «Горный институт» Лахтинско-Правобережной линии.
![]() |
![]() |
![]() |
2020
2021
2022
2023
2024
2025
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
1980
1981
1982
1983
1984
1985
1986
1987
1988
1989
1970
1971
1972
1973
1974
1975
1976
1977
1978
1979
1960
1961
1962
1963
1964
1965
1966
1967
1968
1969
1950
1951
1952
1953
1954
1955
1956
1957
1958
1959
1940
1941
1942
1943
1944
1945
1946
1947
1948
1949
1930
1931
1932
1933
1934
1935
1936
1937
1938
1939





2010









2000









1990









1980









1970









1960









1950









1940









1930








