МЕТРОСТРОЙ

Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород Новосибирск Самара Екатеринбург Казань Омск Челябинск Красноярск Другие города


Новости сайта

Новости

  • 11.03.2024
    Москва – В 13:12 из электродепо ТЧ-2 «Сокол» на ст. «Сокол» был выдан первый 8-вагонный состав из вагонов «Москва-2024» (81-775.2, 81-776.2, 81-777.2) для регулярной эксплуатации на Замоскворецкой линии. Начало работы нового поезда в Московского метро одновременно прервало 35-летний период для Замоскворецкой линии, на которой с 1989 по 2024 гг. использовались только «номерные» поезда из вагонов модификаций 81-717, 81-714.
  • 27.02.2024
    Москва – АО «Объединение „ИНГЕОКОМ“» завершило проходку левого (северного) перегонного тоннеля на участке Троицкой линии от ст. «ЗИЛ» до ст. «Крымская». Проходка велась с помощью ТПМК Robbins EPB-2110-365 София.
  • 31.01.2024
    Нижний Новгород – ГК «Моспроект-3» начала проходку правого (южного) перегонного тоннеля Автозаводской линии от ст. «Сенная» до ст. «Площадь Свободы». Проходка ведётся с помощью ТПМК Herrenknecht Владимир.
  • 30.01.2024
    Санкт-Петербург – После завершения работ по ремонту эскалаторов, наземного вестибюля, наклонного хода и освещения вновь открыта ст. «Ладожская» Правобережной линии.


Поиск




Знаете ли вы, что...

...строительство наземного вестибюля станции «Арбатская» Филёвской линии Московского метро в 1934 году велось не на открытом воздухе: вестибюль находился внутри здания крытого Арбатского рынка. Перед открытием первой очереди метро часть рынка, прилегающая к Арбатской площади, была снесена, и вестибюль оказался посреди площади. Окончательно здание рынка было уничтожено в войну во время авианалёта, а с постройкой нового здания Министерства Обороны эта часть площади изменилась неузнаваемо.


Большая кольцевая линия
Третий пересадочный контур

схема
Трассировка пускового участка
Третьего пересадочного контура
от ст. «Деловой центр» до ст. «Нижняя Масловка».
© НИиПИ Генплана Москвы.

Третий пересадочный контур (ТПК) — рабочее название кольцевой (в перспективе) линии Московского метро, которая должна будет соединить существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км и ближе от действующей Кольцевой линии и разгрузить таким образом имеющиеся первый (станции внутри Кольца) и второй (собственно Кольцевая линия) пересадочные контуры.

Проект ТПК является развитием появившейся в 1985 году идеи скоростных хордовых линий для связи отдалённых районов (преимущественно новостроек на присоединённых в 1984 г. к Москве землях за МКАД) с территориями, находящимися между Садовым кольцом и Малым кольцом МЖД (МОЖД). Всего планировалось построить четыре хорды, участки между пересечениями которых и стали бы третьим пересадочным контуром.

К проекту ТПК вернулись в 2005 году. К этому времени заканчивалось сооружение пересадочного узла в виде трёх станций «Деловой центр» на нижнем уровне ядра ММДЦ «Сити» и велась реализация проекта жилого микрорайона Гранд парк на Ходынском поле, застройщиком которого выступало ЗАО «Интеко». В то же время строительство первой хордовой линии — Солнцевской — затягивалось, и было принято решение о строительстве ТПК как отдельной линии. Пусковым участком был определён отрезок от «Делового центра» до «Динамо». При этом рассматривался вариант строительства участка в качестве продолжения ответвления Филёвской линии (так называемого мини-метро).

В основе первоначального проекта пускового участка ТПК лежит 2-ой вариант ТЭО продления Калининской линии от ст. «Деловой центр» до ст. «Народное Ополчение» и далее в Строгино. После того, как было принято решение об объединении Калининского и Солнцевского радиусов в Калининско-Солнцевскую линию, «высвобождались» два проектных радиуса: продление Солнцевского радиуса (части хорды Солнцево — Мытищи) от «Делового центра» в сторону «Беговой» и далее — «ВДНХ» и продление Калининской линии в сторону «Народного Ополчения». От участка первого радиуса «Деловой центр» — «Беговая» — «Динамо» было решено отказаться в пользу участка второго радиуса «Деловой центр» — «Шелепихинский мост» — «Магистральная» — «Мнёвники». От ст. «Мнёвники» («Краснопресненский проспект» по первому варианту проекта ТПК) линия трассировалась глубоким заложением до «Динамо» через район жилищного строительства Ходынское поле — район, застройка которого не предполагась во времена проектирования хорд и создания ТЭО Калининской линии, и которому суждено было стать краеугольным камнем нового проекта.

По первоначальному проекту на пусковом участке предполагалось строительство 9 станций: «Шмитовская» (глубокое заложение), «Шелепихинская», «Олимпийская», «Краснопресненский проспект» (все — мелкого заложения; длина переходного участка с глубокого на мелкое заложение между «Шмитовской» и «Шелепихинской» составляла всего 672 м), «Полежаевская» (эта и далее — глубокое заложение), «Ходынское поле-I», «Ходынское поле-II», «Ленинградский проспект», «Динамо». Общая длина составляла 9,7 км.

В течение пяти последующих лет проект оставался нереализованным, однако после интенсификации проектирования Московского метро с 2010 года проект вновь стал обсуждаться. Предыдущие планы были скорректированы: общая длина старого участка была уменьшена до 9,1 км, а количество строящихся станций — до 6. При этом к первой очереди был добавлен новый участок: «Петровский парк» (ранее — «Динамо») — «Нижняя Масловка» длиной 1,9 км.

В данном проекте ТПК оставалась неясным перспектива его развития. Если дальнейшая трассировка в виде северного полукольца была, в целом, устойчивой: от «Нижней Масловки» линии шла через «Марьину рощу», «Рижскую», «Красносельскую», «Бауманскую», «Лефортово» — до «Авиамоторной», откуда брала своё начало Кожуховская линия, то внятного проекта южного полукольца просто не существовало. И вот в конце 2011 года возникло предложение объединить проект северного полукольца ТПК с южным полукольцом являвшейся многие десятилетия перспективной Большой кольцевой линии (БКЛ). От «Хорошёвской» линия ТПК должна пройти через ст. «Народное Ополчение» на пересечении ул. Народного Ополчения и просп. Маршала Жукова и далее по трассе БКЛ через Нижние Мнёвники к «Кунцевской», через «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Калужскую», «Каховскую», с включением Каховской линии, далее от «Каширской» через «Нагатинский затон», «Печатники», «Текстильщики», «Нижегородскую улицу» замкнуться на «Авиамоторной». В таком виде ТПК была обозначена в постановлении Правительства Москвы от 4 мая 2012 г., при этом полное завершение её строительства было намечено согласно постановлению на конец 2018 года.

При воплощении данного варианта становилась неясной судьба части пускового участка ТПК от «Хорошёвской» до «Делового центра». Несмотря на то, что этот отрезок выбился из общей схемы ТПК как кольца, от него не отказались. Он по-прежнему строится в составе пускового участка, однако перспектива его в составе ТПК пока не определена. Так НИиПИ Генплана Москвы было предложено вернуться к изначальному варианту ТЭО продления Калининской линии, по которому ветвь от «Делового центра» через «Шелепиху» и ещё одну промежуточную станцию продолжалась бы до ст. «Народное Ополчение» с пересадкой на ст. «Народное Ополчение» ТПК и далее вдоль проспекта Маршала Жукова к ст. «Живописная». При этом перегон «Шелепиха» — «Хорошёвская» становился бы двухпутной соединительной ветвью, а весь участок — самостоятельным радиусом.

Весной 2012 года произошло ещё одно изменение трассировки: участок от «Рижской» до «Авиамоторной» отныне планируется не через «Красносельскую» и «Бауманскую», а через «Сокольники» и «Электрозаводскую», что значительно упрощает строительство и отодвигает линию дальше от Кольцевой. После перетрассировки на всём кольце ТПК оставался лишь один участок глубокого заложения со станциями «Нижняя Масловка» и «Марьина роща».

Схема строительства ТПК позволяла в перспективе при необходимости вернуться к хордовому проекту с возможностью как маршрутного движения, так и полного разделения линии на участки отдельных хорд. Для обеспечения такой возможности осенью 2012 г. в проект линии были внесены изменения: были спроектированы 4 четырёхпутных пересадочных узла, представляющих собой по две параллельные станции с совмещённой (кросс-платформенной) пересадкой и двумя группами камер съездов, позволяющих организовать движение по любому из требуемых маршрутов. Такими узлами стали станции «Марьина роща» (глубокого заложения), «Нижегородская улица», «Нагатинский затон» и «Аминьевское шоссе» (все — мелкого заложения).

Проектирование пускового участка Третьего пересадочного контура от ст. «Деловой центр» до «Нижней Масловки» вёл Метрогипротранс, проектировщик остальной части линии изначально — Мосинжпроект.

Строительство линии, осуществляемое силами ООО «СМУ Ингеоком», началось в ноябре 2011 года с организации стройплощадки ст. «Ходынское поле» — базовой стройплощадки пускового участка. 1 августа 2012 г. с помощью ТПМК Lovat Юлия из котлована ст. «Ходынское поле» началась проходка первого тоннеля линии — левого (западного) перегонного тоннеля в сторону ст. «Деловой центр». Первоначально планировалось пройти станции «Хорошёвская» и «Шелепиха» транзитом, но проходка шла очень тяжело и, в итоге, лишь в декабре 2013 г. щит, наконец, финишировал в демонтажной камере перед ст. «Хорошёвская». Первый перегонный тоннель ТПК был пройден.

К этому времени в работе уже находились ещё два щита. 24 апреля 2013 г. из котлована ст. «Ходынское поле» были запущены сразу два ТПМК: в сторону ст. «Хорошёвская» проходку второго — правого (восточного) перегонного тоннеля начал ТПМК NFM 1331/342/0920 Натали, а ТПМК Lovat RME238SE Мария (доставленный со строительства Омского метро и переименованный ТПМК Омь) начал проходку левого (западного) перегонного тоннеля к ст. «Петровский парк».

Одновременно в 2013 г. произошли некоторые изменения в проекте. Так ст. «Марьина роща» удалось перепроектировать на мелкое заложение, сместив её местоположение к северу. Таким образом, единственной станцией глубокого заложения на ТПК осталась «Нижняя Масловка». Часть перегонных тоннелей ТПК было предложено строить двухпутными с использованием ТПМК большого диаметра. Проектирование этих участков было передано от Мосинжпроекта испанской компании «Бустрен».

24 марта 2014 г. с помощью ТПМК Lovat Юлия началась проходка второго — правого (восточного) перегонного тоннеля от ст. «Ходынское поле» до ст. «Петровский парк» — последнего из 4 тоннелей, примыкающих к ст. «Ходынское поле». 12 мая 2014 г. началась проходка левого (западного) перегонного тоннеля из котлована камеры съездов к западу от станции «Хорошёвская» в сторону ст. «Шелепиха» с помощью ТПМК Robbins София.

В сентябре 2014 г. было озвучено решение отказаться от перспектив хордового движения. В результате отпала необходимость в строительстве на ТПК трёх из четырёх совмещённых пересадочных станций. Но поскольку Кожуховская линия в проекте осталась, то ст. «Нижегородская улица» осталась четырёхпутной.

В конце февраля 2015 г. было озвучено решение о новой временной схеме эксплуатации первых участков линии. Предполагается объединить движение поездов по Солнцевскому радиусу и пусковому участку ТПК со строительством двухпутного соединительного перегона между ст. «Парк Победы» и «Шелепиха» вместо планировавшейся ранее однопутной соединительной ветви. Таким образом, часть поездов от ст. «Шелепиха» следовали бы до ст. «Деловой центр» ТПК, а часть – к ст. «Парк Победы» и далее по Солнцевской линии. Ст. «Деловой центр» КСЛ при этом из эксплуатации выводилась, а участок Солнцевской линии «Парк Победы» – «Деловой центр» КСЛ закрывался. Дело в том, что начало строительства центрального участка Калининско-Солнцевской линии от ст. «Деловой центр» до ст. «Третьяковская» откладывалось на всё более поздний срок. В результате, подавляющее большинство пассажиров Солнцевского радиуса были бы вынуждены делать пересадку на ст. «Парк Победы» на перегруженную Арбатско-Покровскую линию. Организация общего движения по двумя линиям даст возможность использовать новые пересадочные узлы ТПК сразу большему числу пассажиров.

В 2017 г. было сперва решено отказаться от подобной схемы и эксплуатировать две линии раздельно с организацией пересадки на «Деловом центре», но в конце августа 2017 г. руководство города опять вернулась к вилочной схеме движения. При этом, несмотря на наличие аналогии с вилочным движением на Филёвской линии, впервые в истории Московского метро было сохранено формальное разделение на две линии с общим участком от «Шелепихи» до «Петровского парка».

8 апреля 2015 г. сразу несколько станций ТПК получили новые проектные названия: так ст. «Рижская» стала «Ржевской», «Марьина роща» — «Шереметьевской», «Кунцевская» — «Можайской», а «Нижегородская улица» получила название «Карачарово». 29 июля 2015 г. новые названия получили станции: «Рубцовская» (ранее — «Электрозаводская»), «Стромынка» (ранее — «Сокольники»), и «Воронцовская» (ранее — «Калужская»). 20 октября 2015 г. «Нагатинский затон» был переименован в «Кленовый бульвар».

В феврале 2017 г. Правительство Москвы утвердило проект планировки территории линейного объекта – участка ТПК от ст. «Каширская» до ст. «Нижегородская улица». В проекте планировки помимо трёх ранее планировавшихся станций – «Кленовый бульвар», «Печатники» и «Текстильщики» – на месте ранее запроектированного эвакуационного выхода появилась четвёртая станция – «Нагатинский затон».

схема
Трассировка второй очереди
Третьего пересадочного контура
от ст. «Нижняя Масловка» до ст. «Авиамоторная».
© НИиПИ Генплана Москвы, 2012 г.

Последнее обновление в сентябре 2017 г.