МЕТРОСТРОЙ

Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород Новосибирск Самара Екатеринбург Казань Омск Челябинск Красноярск Другие города


Новости сайта

Новости

  • 13.07.2024
    Санкт-Петербург – После 20 с лишним месяцев реконструкции открылась ст. «Чернышевская» Кировско-Выборгской линии. На станции силами АО «Метрострой северной столицы» капитально отремонтированы вестибюль и наклонный ход с заменой 3 ниток эскалаторов первой модели ЛТ-1 на 4 узкобалюстрадных машины модели КТП-V. «Чернышевская» стала второй станцией Петербургского метро, количество эскалаторов на которой было увеличено в процессе ремонта.
  • 03.07.2024
    Москва – Постановлением Правительства Москвы № 1488-ПП ст. «Коммунарка» Сокольнической линии присвоено новое наименование — «Новомосковская». Одновременно название «Новомосковская» получила строящаяся пересадочная ст. «Коммунарка» Троицкой линии, а строящейся ст. «Бачуринская» той же линии, в свою очередь, возвращено её проектное наименование — «Коммунарка».
  • 22.06.2024
    Москва – Закрыт участок Большой кольцевой линии на ответвлении от ст. «Хорошёвская» до ст. «Деловой центр» со станциями: «Шелепиха» и «Деловой центр». Количество действующих станций Московского метро сократилось до 261. Прекратил работу маршрут «Савёловская» – «Деловой центр». На Большой кольцевой линии движение поездов осуществляется только по кольцу в обе стороны. Закрытие станций вызвано тем, что при сдаче в эксплуатацию первой очереди Большой кольцевой линии от ст. «Деловой центр» до ст. «Петровский парк» не были выполнены плановые работы по сооружению камеры съездов на II (восточном) пути перегона «Шелепиха» – «Хорошёвская». Строительство камеры съездов необходимо для запуска первой очереди Рублёво-Архангельской линии до ст. «Бульвар Генерала Карбышева», в состав которой и войдут закрытые станции «Шелепиха» и «Деловой центр».
  • 18.06.2024
    Москва – По I пути пускового участка Троицкой линии от ст. «Новаторская» до ст. «Тютчевская» и по соединительной ветви между Большой кольцевой и Троицкой линиями прошёл габаритный вагон.


Поиск




Знаете ли вы, что...

...строительство наземного вестибюля станции «Арбатская» Филёвской линии Московского метро в 1934 году велось не на открытом воздухе: вестибюль находился внутри здания крытого Арбатского рынка. Перед открытием первой очереди метро часть рынка, прилегающая к Арбатской площади, была снесена, и вестибюль оказался посреди площади. Окончательно здание рынка было уничтожено в войну во время авианалёта, а с постройкой нового здания Министерства Обороны эта часть площади изменилась неузнаваемо.


Троицкая линия

схема
Проект трассировки Хорды на Коммунарку, 2015 г.

Троицкая линия (название принято на заседании Городской межведомственной комиссии по наименованию 24 марта 2021 г. и утверждено постановлением Правительства Москвы от 20 июля 2021 г. № 1065-ПП., ранние рабочие названия — Коммунарская линия, Коммунаровская линия, Хорда на Коммунарку) — новый радиус Московского метро, изначально — часть проекта системы Третьего пересадочного контура и хордовых линий, которая должна будет соединить существующие и перспективные линии на юго-западе Москвы и зону перспективного развития Новой Москвы в районе Коммунарки — Троицка.

Проект хорды на Коммунарку (ХнК) являлся развитием появившейся в 1985 году идеи скоростных хордовых линий для связи отдалённых районов Москвы с территориями, находящимися между Садовым кольцом и Малым кольцом МЖД (МОЖД). Всего согласно рассматривавшемуся, но так и не утверждённому в 1989 г. генплану планировалось построить четыре хорды.

Однако ни в первоначальный проект хордовых линий, ни в последующие варианты ХнК не входила. Впервые в планах линия появилась в конце 2011 года, когда возникло предложение объединить проект северного полукольца ТПК с южным полукольцом являвшейся многие десятилетия перспективной Большой кольцевой линии (БКЛ). Тогда же в представленном проекте развития появилась линия от пересадочного узла Сокольнической линии и ТПК на ст. «Проспект Вернадского» в пос. Коммунарка с двумя или тремя промежуточными станциями, но без пересадок на какие-либо другие линии. Необходимость проектирования новой линии была обусловлена возникшими планами по строительству в пос. Коммунарка Парламентского центра с переездом туда всего Федерального Собрания России. Конечная станция хорды получила рабочее название «Административно-деловой центр». В постановлении Правительства Москвы от 4 мая 2012 г. сдача линии (правда, всего с 3 станциями) была отнесена на 2020 г. В середине 2012 г. планы о переезде Парламента в Коммунарку были отложены, однако проектирование линии не прекратилось. 1 июля 2012 г. административные границы Москвы были расширены на юго-запад с присоединением 148 тыс. га новых территорий и увеличением площади города в 2,4 раза. Посёлок Коммунарка является одним из крупнейших районов массового жилищного строительства с вводом в ближайшие годы до 3 млн кв. м жилья.

В 2012 г. были пересмотрены проекты хордовых пересадочных узлов на линии ТПК, в результате чего от пересадочного узла на ст. «Проспект Вернадского» отказались, а вместо него был запроектирован пересадочный узел на будущей ст. «Аминьевское шоссе». Соответственно, изменилась и предпроектная трассировка линии: теперь от ст. «Аминьевское шоссе» она шла к ст. «Тропарёво» с организацией пересадки на Сокольническую линию и далее через Мамыри, Коммунарку в Южное Бутово с организацией пересадки на Бутовскую линию. Пересадка на Солнцевский радиус данным вариантом не предусматривалась.

Дальнейшее развитие трассировки привело к появлению дополнительных пересадочных узлов. От «Аминьевского шоссе» линия шла к ст. «Очаково» c пересадкой на Калининско-Солнцевскую линию, далее к ст. «Румянцево» с пересадкой на Сокольническую линию, далее через станцию в деревне Мамыри в район Коммунарки со строительством там двух станций. Всего на линии было запроектировано 10 станций: «Аминьевское шоссе», «Самородинка», «Очаково», «Говорово», «Румянцево», «Хованское», «Мосрентген», «Мамыри», «Газопровод» и «Парламентский центр». За станцией «Парламентский центр» предполагалось строительство электродепо.

В конце 2013 г. рассмотрение новых вариантов трассировки линии привело к появлению нового предложения, согласно которому хордовая линия превращалась, фактически, в радиус, но проходящий вдоль коридора со значительно бо́льшим, нежели участок «Аминьевского шоссе» — «Румянцево», пассажиропотоком. Согласно этому варианту отказываются от использования путей спроектированной четырёхпутной станции «Аминьевское шоссе». Линия начинается от станции «Улица Новаторов» с пересадкой на одноимённую станцию ТПК на пересечении Ленинского проспекта и ул. Новаторов. Далее линия идёт к Российскому университету дружбы народов со станцией «Улица Академика Опарина», под Теплостанским лесопарком, проходит между 6 и 7 мкрн Тёплого Стана со ст. «Улица Генерала Тюленева» и далее — до ст. «Мамыри», откуда продолжается по ранее проложенной трассе через ст. «Коммунарка» до конечной ст. «Столбово» (ранее — «Парламентский центр»). Также предполагалось продление линии от ст. «Улица Новаторов» в центр вдоль Ленинского проспекта (с двумя станциями на пересечениях с ул. Панферова и Университетским просп.) и далее на север через Лужники, с пересадкой на ст. «Спортивная» Сокольнической линии, до станции «Деловой центр» ТПК.

19 мая 2014 г. в Пекине было подписано соглашение между ОАО «Мосинжпроект», Китайской железнодорожной строительной корпорацией (China Railway Construction Corporation) и Китайским международным фондом (China International Fund) о строительстве линии в Коммунарку на средства китайских инвесторов. Однако дальнейшее развитие оно не получило, а CRCC вполследствии получило подряд на строительство участка ТПК.

26 июня 2014 г. вышло распоряжение Москомархитектуры № 84 о подготовке проектов планировки линейных объектов (ППЛО) метрополитена. В части ХнК предполагалась подготовка в 2014–2015 гг. двух ППЛО для участков: от ст. «Улица Новаторов» до ст. «Столбово» и от ст. «Улица Новаторов» до ст. «Деловой центр». На первом участке появилась 7-я станция: «Славянский мир» между ст. «Улица Генерала Тюленева» и ст. «Мамыри». На втором участке по-прежнему рассматривались три промежуточные станции.

В марте 2015 г. было впервые озвучено о проектировании на линии ещё одной, 8-й станции, южнее «Столбова» — ст. «Сосенки». Эта станция должна была стать пересадочной на Сокольническую линию, на участке продления за ст. «Саларьево». Уже в апреле появляется схема развития метро на дальнюю перспективу, где анонсируется продление линии и за ст. «Сосенки» первоначально на две станции, а в дальнейшем ещё на три — до г. Троицк. При этом на ст. «Деловой центр» линия через строящийся в настоящее время участок ТПК «Деловой центр» — «Шелепиха» (соответственно, отходящий в перспективе ХнК) должен был соединяться с перспективным Рублёвским радиусом до Рублёва-Архангельского, образовывая с ним единую Рублёво-Коммунаровскую линию.

30 сентября 2015 г. была принята адресная инвестиционная программа, в которой был указан ввод в эксплуатацию линии от ст. «Улица Новаторов» до ст. «Коммунарка» в 2020 г., а от ст. «Коммунарка» до ст. «Десна» — в 2024 г.

В ноябре 2015 г. Москомархитектурой был представлен проект внесения изменений в Генеральный план г. Москвы в части присоединённых территорий. На нём впервые появляется ещё более южная конечная ХнК — ст. «Красная Пахра». Всего на участке от «Улицы Новаторов» до «Красной Пахры» предполагается строительство 14 станций.

В начале 2016 г. Москомархитектурой была разработана новая перспективная концепция работы линии: теперь предполагается продлить линию от ст. «Улица Новаторов» не к ст. «Деловой центр», а на восток, через станции «Академическая», «ЗИЛ» и «Кожуховская» соединив её с Кожуховской линией.

В ноябре 2016 г. началась подготовка площадок и вынос коммуникаций для строительства первого участка линии от ст. «Улица Новаторов» до ст. «Столбово» с семью станциями: «Улица Новаторов», «Улица Академика Опарина», «Улица Генерала Тюленева», «Славянский мир», «Мамыри», «Коммунарка», «Столбово».

В июле 2017 г. при внесении изменений в Адресную инвестиционную программу г. Москвы для строительства линии были определены следующие первоочередные 4 участка: «Улица Новаторов» — «Столбово» со вводом в конце 2020 г., «Столбово» — «Десна» (по этому участку ассигнования на строительно-монтажные работы были исключены, остались только ассигнования на проектно-изыскательские работы), «Десна» — «Троицк» (проектно-изыскательские работы по нему были включены в АИП впервые), «Улица Новаторов» — «Севастопольский проспект». Последний участок с тремя станциями «Площадь 60-летия СССР», «Академическая» и «Севастопольский проспект» (с пересадкой на ст. «Крымская» МЦК) был выделен из утверждённого в 2016 г. продления от «Улицы Новаторов» в центральную часть города и сразу получил ассигнования на строительно-монтажные работы. Сроком ввода его был определён определён конец 2021 г. Участок «Троицк» — «Красная Пахра», как и продление от «Севастопольского проспекта» к «ЗИЛу» в АИП включено не было.

схема
Проектируемый участок Троицкой линии от «Улицы Новаторов» до «Севастопольского проспекта»
по состоянию на весну 2019 г.
© НИиПИ Генплана Москвы, 2019 г.

В июле 2017 г. была пересмотрена трассировка участка линии от ст. «Столбово» до ст. «Десёновское». Вместо ранее рассматривающегося в качестве основного варианта с проходом линии параллельно Калужскому шоссе НИиПИ Генплана Москвы была предложена трассировка к северо-западу от шоссе вдоль проектируемой жилой застройки и параллельно будущей автодороге «Мамыри – трасса Солнцево-Бутово-Видное – Пенино – Шарапово». В результате была изменена посадка ст. «Сосенки», добавлена новая ст. «Летово», полностью новое местоположение получили станции «Воскресенское» и «Десна», электродепо также сменило проектное местоположение с участка возле ст. «Сосенки» на участок к югу от будущей автодороги «Внуково – Остафьево – Щербинка» и ст. «Летово». В сентябре 2017 г. данный вариант трассировки был принят в качестве основого при разработке проекта планировки линии.

17 января 2018 г. вышло распоряжение Москомархитектуры № 8 «О подготовке проекта планировки территории линейного объекта – новой линии метрополитена на участке от станции «Улица Новаторов» в центральную часть города до станции «Севастопольский проспект» (станция «Крымская» Московского центрального кольца)».

Летом 2018 г. НИиПИ Генплана Москвы начал разработку проекта планировки участка от ст. «Столбово» до города Троицка. 3 сентября 2018 г. постановлением Правительства Москвы № 1029-ПП утверждён проект планировки территории линии на участке от «Улицы Новаторов» до «Славянского мира».

24 января 2019 г. Градостроительно-земельная комиссия Москвы одобрила проект планировки территории линии «Улица Новаторов» до «Севастопольского проспекта» с двумя промежуточными станциями: «Улица Строителей» и «Академическая» (с пересадкой на одноимённую станцию Калужско-Рижской линии). Ранее на данном участке рассматривалось пять вариантов трассировки. В том числе в одобренном варианте рассматривалась возможность строительства ещё одной станции – на Большой Черёмушкинской ул., между станциями «Академическая» и «Севастопольский проспект», однако в итоговый проект она не вошла.

В феврале 2019 г. в процессе разработки проекта планировки южного участка линии было принято решение вернуться к варианту трассировки вдоль восточной стороны Калужского шоссе с отказом от ст. «Летово». Так же из планов исчезла и конечная ст. «Красная Пахра», ранее не включённая в АИП. Всего на участке южнее ст. «Столбово» осталось пять станций: «Сосенки», «Ракитки», «Десна», «Ватутинки» и «Троицк», значительная часть линии предполагалась наземной. В ответ на представленное НИиПИ Генплана размещение ст. «Троицк» вне границ самого города Троицка ГБУ «Мостранспроект» представило встречное предложение с трассировкой завершающего участка линии в центр Троицка. Впервые варианты трассировки были выставлены для публичного голосования Департаментом транспорта Москвы.

21 марта 2019 г. Градостроительно-земельная комиссия Москвы одобрила разделение участка от ст. «Улица Новаторов» до ст. «Столбово» на два этапа строительства: «Улица Новаторов» – «Славянский мир» и «Славянский мир» – «Столбово». К лету 2019 г. на всём участке начались строительные работы.

В сентябре 2019 г. Москомархитектура объявила, что конечная станция линии – «Троицк» – будет размещена в центре г. Троицк под Октябрьским пр., и дальнейшего продления не предполагается. Участок от ст. «Ватутинки» до ст. «Троицк» теперь предполагался подземным. Тем не менее, 15–16 декабря на портале mos.ru было проведено новое электронное голосование теперь строго для жителей Троицка старше 16 лет (с предварительной регистрацией). Им предлагалось выбрать один из двух вариантов размещения ст. «Троицк»: 38-й километр Калужского шоссе или начало Октябрьского проспекта. За Октябрьский проспект было подано 2570, за 38-й километр Калужского шоссе – 1919 голосов. Ст. «Троицк» стала первой в истории Московского метро, решение о местоположении которой принималось таким образом.

25 ноября 2019 г. началась механизированная проходка первого тоннеля Троицкой линии – левого (восточного) перегонного тоннеля от ст. «Университет дружбы народов» до ст. «Улица Новаторов».

14 января 2020 г. постановлением Правительства Москвы № 5-ПП утверждён проект планировки территории линии на участке от «Улицы Новаторов» до «Севастопольского проспекта». А уже начиная с февраля, и до конца 2020 г. года велась предпроектная проработка продления пускового центрального участка линии от ст. «Севастопольский проспект» до ст. «ЗИЛ» с организацией пересадочного узла на новый Бирюлёвский радиус метро (и вновь на станцию МЦК). Факт полного дублирования двух перегонов МЦК оказался не столь значимым, сколь желание обеспечить дополнительным скоростным внеуличным транспортом новый большой жилой район, возводимый на месте снесённого автозавода. Проект планировки территории линейного объекта – Коммунарской линии метрополитена от ст. «Севастопольский проспект» до ст. «ЗИЛ» был утверждён постановлением Правительства Москвы № 1381-ПП 7 сентября 2021 г.

схема
Проект трассировки Хорды на Коммунарку, 2014 г.
схема
Первоначальный проект трассировки
Хорды на Коммунарку.
© НИиПИ Генплана Москвы, 2013 г.

Последнее обновление в сентябре 2021 г.