МЕТРОСТРОЙ

Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород Новосибирск Самара Екатеринбург Казань Омск Челябинск Красноярск Другие города


Новости сайта

Новости

  • 11.03.2024
    Москва – В 13:12 из электродепо ТЧ-2 «Сокол» на ст. «Сокол» был выдан первый 8-вагонный состав из вагонов «Москва-2024» (81-775.2, 81-776.2, 81-777.2) для регулярной эксплуатации на Замоскворецкой линии. Начало работы нового поезда в Московского метро одновременно прервало 35-летний период для Замоскворецкой линии, на которой с 1989 по 2024 гг. использовались только «номерные» поезда из вагонов модификаций 81-717, 81-714.
  • 27.02.2024
    Москва – АО «Объединение „ИНГЕОКОМ“» завершило проходку левого (северного) перегонного тоннеля на участке Троицкой линии от ст. «ЗИЛ» до ст. «Крымская». Проходка велась с помощью ТПМК Robbins EPB-2110-365 София.
  • 31.01.2024
    Нижний Новгород – ГК «Моспроект-3» начала проходку правого (южного) перегонного тоннеля Автозаводской линии от ст. «Сенная» до ст. «Площадь Свободы». Проходка ведётся с помощью ТПМК Herrenknecht Владимир.
  • 30.01.2024
    Санкт-Петербург – После завершения работ по ремонту эскалаторов, наземного вестибюля, наклонного хода и освещения вновь открыта ст. «Ладожская» Правобережной линии.


Поиск




Знаете ли вы, что...

...строительство наземного вестибюля станции «Арбатская» Филёвской линии Московского метро в 1934 году велось не на открытом воздухе: вестибюль находился внутри здания крытого Арбатского рынка. Перед открытием первой очереди метро часть рынка, прилегающая к Арбатской площади, была снесена, и вестибюль оказался посреди площади. Окончательно здание рынка было уничтожено в войну во время авианалёта, а с постройкой нового здания Министерства Обороны эта часть площади изменилась неузнаваемо.


Солнцевская линия
Солнцевский радиус

Солнцевский радиус Московского метрополитена — один из двух радиусов формирующейся Калининско-Солнцевской линии имеет давнюю историю проектирования, как линия, соединяющая центр Москвы с юго-западными районами, расположенными к северо-западу от трассы Сокольнической линии. Так ещё по генеральному плану развития метро 1938 года Фрунзенский радиус предполагалось продлить на юг от Ленинских гор не вдоль нынешнего проспекта Вернадского, а вдоль современного Мичуринского проспекта с поворотом линии на север в сторону Аминьева. В дальнейшем линия на время исчезает из планов и вновь появляется после строительства МКАД и расширения Москвы, в 1962 г. уже в виде Киевского радиуса Арбатско-Покровской линии от ст. «Киевская», через ст. «Мосфильмовская», «Ломоносовская» и «Сетунь», с пересадкой на Большое кольцо, в район Троекурова. Однако уже в 1965 году появляется вариант продления линии не в Троекурово, а южнее — вдоль Мичуринского проспекта, в район Очаково и далее за МКАД в пгт Солнцево. Таким образом, формируется принципиальная схема Солнцевского радиуса, в общих чертах сохранившаяся по сей день.

В Генплане Москвы 1971 г. радиус по-прежнему рисуется от ст. «Киевская» вдоль Мичуринского проспекта. При этом в черте г. Солнцево появляется трассировка от Очакова через Говорово, вдоль Солнцевского просп. к платф. Переделкино. Также появляется ответвление в район Матвеевское.

В 1985 г. начинает создаваться проект строительства хордовых линий, и одной из хорд становится линия Солнцево — Мытищи. Теперь это уже не радиус, а отдельная линия, трассировка которой в южной части меняется не сильно, однако отныне она проходит не через Киевский пересадочный узел, а через перспективный узел на «Парке Победы», где проектируется сразу три станции: совмещённая двухзальная ст. «Парк Победы» для Арбатско-Покровской линии и Митино-Бутовской хорды и, ниже, ещё одна перпендикулярно расположенная станция для хорды Солнцево — Мытищи. Впоследствии появляется перспективное продление линии от Новопеределкина к аэропорту Внуково.

Линия остаётся в неизменном виде до начала 2000-х годов, когда один за другим возникают проекты линий лёгкого метро. В то время как в 2003 г. воплощается проект Бутовской линии, на очереди встаёт строительство второй линии лёгкого метро. По плану «тяжёлый» Солнцевский радиус обрезается по ст. «Олимпийская деревня», где создаётся пересадочный узел на линию лёгкого метро, идущую от ст. «Юго-Западная», через ст. «Никулинская», «Олимпийская деревня», «Терёшково» и далее вдоль Боровского шоссе до аэропорта Внуково. Проект был представлен в 2004 году, однако строительство линии так и не началось, а вскоре от «лёгкого» варианта и вовсе отказались, вернувшись к проекту 1985 г. При этом в новом проекте имелось два существенных отличия от изначального: отсутствие третьей станции «Парк Победы» (в связи с отказом от строительства Митино-Бутовской хорды было принято решение использовать для Солнцевского радиуса свободные внешние пути действующей ст. «Парк Победы») и трассировка линии в черте Солнцева не вдоль Солнцевского просп., а вдоль Боровского шоссе.

В 2005 г. появляется проект первоочередного участка Третьего пересадочного контура от ст. «Деловой центр» до ст. «Динамо», включивший в себя участки, ранее предполагавшиеся для перспективного продления как Солнцевского радиуса на север, так и Калининской линии на запад. В результате рокировки линий происходит объединение Калининского и Солнцевского радиусов в Калининско-Солнцевскую линию.

В 2008 г. НИиПИ Генплана Москвы представляет проект объединённой линии, при этом происходит изменение трассировки участка «Парк Победы» — «Раменки»: станции «Мосфильмовская» и «Ломоносовский проспект» исчезают из проекта. Взамен появляется ст. «Минская улица» на пересечении одноимённой улицы с линией Киевского направления ж. д. В дальнейшем такое спрямление признаётся нецелесообразным, и ст. «Ломоносовский проспект» возвращается в проект, при этом от ст. «Мосфильмовская» всё же отказываются. После возврата в проект ст. «Ломоносовский проспект» строительство ст. «Минская» предполагается сначала в виде эвакуационного выхода, однако позже признаётся целесообразным включение станции в пусковой участок. Таким образом, участок «Парк Победы» — «Раменки» приобретает окончательный вид со следующими станциями: «Парк Победы», «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки». Этот участок предполагалось ввести в эксплуатацию в 2015 г.

В апреле 2012 г. начались подготовительные работы по организации стройплощадки ст. «Ломоносовский проспект», что стало фактическим началом строительства радиуса. Также в 2012 г. возобновились работы на ст. «Деловой центр», конструкции которой являются частью центрального ядра ММДЦ, для организации к концу 2013 г. челночного движения на участке между станциями «Деловой центр» и «Парк Победы». Это участок должен был стать первым действующим перегоном радиуса. В конце декабря 2012 г. силами СМУ «Ингеоком» началась проходка левого (южного) перегонного тоннеля от монтажной камеры с западной стороны ядра ММДЦ в сторону станции «Парк Победы» с помощью ТПМК Robbins София.

В 2013 г. работы по проходке тоннелей значительно расширились: 8 февраля 2013 г. ОАО «Трансинжстрой» начало проходку левого (восточного) перегонного тоннеля на участке от ст. «Ломоносовский проспект» к ст. «Минская» с помощью ТПМК Herrenknecht S-747 Наталия, а 4 апреля на этом же участке стартовала проходка правого (западного) перегонного тоннеля с помощью ТПМК Herrenknecht S-484 Людмила. Также в апреле силами СМУ «Ингеоком» на участке «Деловой центр» — «Парк Победы» началась проходка правого перегонного тоннеля с помощью ТПМК Robbins Виктория.

На участке от ст. «Раменки» до ст. «Ломоносовский проспект» проходка началась 31 мая 2013 г. с левого перегонного тоннеля. Возведение обоих тоннелей велось силами ОАО «Трансинжстрой» с помощью ТПМК Herrenknecht S-328 Светлана. 30 октября Светлана вышла в котлован ст. «Ломоносовский проспект», завершив первый тоннель радиуса. Днём позже, 31 октября, София закончила ЛПТ на участке «Деловой центр» — «Парк Победы», а 17 декабря перемонтированная назад в монтажную камеру ст. «Раменки» Светлана начала проходку ППТ до «Ломоносовского проспекта».

Осенью 2013 г. к проекту радиуса добавился ещё один участок до новой конечной станции «Рассказовка» в Новомосковском АО, в строящемся районе Переделкино Ближнее. Также очередной перетрассировке подвергся участок от ст. «Очаково» («Озёрная площадь») до ст. «Боровское шоссе»: принципиально новое местоположение получают станции «Терёшково» и «Солнцево». Проектированием всего участка занялся Ленметрогипротранс.

31 января 2014 г., в 10 ч 51 мин, по II пути от ст. «Парк Победы» к ст. «Деловой центр» отправился первый поезд с пассажирами. В 10 ч 54 мин поезд прибыл на ст. «Деловой центр». Этот момент следует считать началом работы Солнцевского радиуса. Впервые в Московском метро было использовано челночное движение: на участке между станциями начал работать только один трёхвагонный состав из вагонов типа 81-740.4/741.4 «Русич», следующий по II (южному) пути в обе стороны. Строительство второго (северного) тоннеля к этому моменту закончено не было. Несмотря на полностью обособленную работу, официально, на указателях и схемах участок изначально обозначается не отдельной линией, а частью Калининской линии: тем же жёлтым цветом и порядковым номером 8.

29 апреля 2014 г. ТПМК Herrenknecht S-328 Светлана завершила проходку ППТ от ст. «Раменки» до «Ломоносовского проспекта», а 15 мая о завершении с помощью ТПМК Robbins Виктория проходки второго (правого) перегонного тоннеля на участке между ст. «Деловой центр» и «Парк Победы» объявил Ингеоком.

На новых схемах, подготовленных к печати в конце 2014 г., участок «Деловой центр» — «Раменки» стал обозначаться отдельной Солнцевской линией с порядковым номером 8А, но тем же жёлтым цветом.

В 2014 г. ввод в эксплуатацию участка «Парк Победы» — «Раменки» планировавшийся на 2015 г. был перенесён на 2016 г. При этом начало строительства центрального участка КСЛ от ст. «Деловой центр» до ст. «Третьяковская» откладывалось на всё более поздний срок. В результате подавляющее большинство пассажиров нового радиуса были бы вынуждены делать пересадку на ст. «Парк Победы» на перегруженную Арбатско-Покровскую линию. Для недопущения ещё большей перегрузки АПЛ, повышения связности сети, а также в связи с тем, что к моменту сдачи участка до «Раменок» тупики за ст. «Деловой центр» готовы не будут, в конце 2014 г. было принято принципиальное решение о временном объединении Солнцевского радиуса и пускового участка ТПК со строительством двухпутного соединительного перегона между ст. «Парк Победы» и «Шелепиха» вместо планировавшейся ранее однопутной соединительной ветви. На участке предполагалась организация вилочного движения, при котором четыре из каждых пяти поездов Солнцевского радиуса должны были бы следовать от ст. «Раменки» через ст. «Парк Победы» на линию ТПК до ст. «Петровский парк», а один состав от ст. «Парк Победы» «Раменок» на ст. «Деловой центр».

Зима 2014–2015 гг. ознаменовалась для радиуса сразу несколькими вехами в истории проходок перегонных тоннелей. Так в декабре была завершена без малого двухлетняя эпопея ОАО «Трансинжстрой» с проходкой обоих тоннелей от ст. «Ломоносовский проспект» до ст. «Парк Победы». Два ТПМК Herrenknecht, сначала Наталия, за ней — Людмила, пройдя транзитом ст. «Минская», вышли в подземные демонтажные камеры перед ст. «Парк Победы». 23 января началась проходка первого тоннеля юго-западного участка радиуса: «Интербудтоннель» начал проходку правого (северного) перегонного тоннеля от ст. «Рассказовка» до ст. «Новопеределкино» с помощью тёзки одного из трансинжстроевских щитов ТПМК Herrenknecht EPB-6250 Наталия. 5 февраля ООО «Тоннель-2001» Мосметростроя начало проходку левого перегонного тоннеля от ст. «Боровское шоссе» до ст. «Солнцево» с помощью ТПМК Herrenknecht S-755 Арина (бывшая Лия), а вслед за ним, 19 февраля, проходку параллельного, правого перегонного тоннеля от ст. «Боровское шоссе» до ст. «Солнцево» своим ТПМК Herrenknecht S-328 Светлана начало ОАО «Трансинжстрой».

В декабре 2014 г. начались работы по организации стройплощадки ст. «Мичуринский проспект», а в январе 2015 г. была создана последняя станционная стройплощадка радиуса — «Озёрная площадь». Весь 2015 г. велась механизированная проходка тоннелей на разных перегонах.

В 2016 г. на всём протяжении радиуса продолжились активные строительные работы. К этому времени самым отстающим участком была ст. «Солнцево». В апреле 2016 г. произошла смена её подрядчика. Новым подрядчиком стало самарское АО «Волгатрансстрой-Метро», уже зарекомендовавшее себя на ускоренном строительстве отстававшей «Озёрной». В мае 2016 г., на ст. «Солнцево» началось раскрытие котлована.

Участок до «Раменок» планировалось сдать в конце 2016 г. одновременно с ТПК, но в связи с неготовностью пускового участка ТПК была принята новая перспективная схема организации движения. Теперь вновь вернулись к отдельному пуску радиуса от ст. «Парк Победы» до ст. «Раменки» с организацией движения от ст. «Деловой центр» до ст. «Раменки». Для оборота поездов по ст. «Деловой центр» должен был быть задействован тупик на перегоне «Деловой центр» — «Парк Победы», направленный в сторону «Парка Победы», таким образом, для выполнения оборота требуется троекратная смена головы состава.

27 февраля 2016 г., с начала работы метрополитена движение на действующем челночном перегоне «Деловой центр» — «Парк Победы» было перенесено со II на I путь, на котором к этому времени были закончены все работы, в том числе по камерам съездов. На ст. «Парк Победы» совмещённая пересадка на челнок стала выполняться в северном зале вместо южного. Проработавший два года II путь был выведен из режима метрополитена, и на нём началось сооружение недостающих камер съездов для тупика и соединительной ветки на ТПК.

В декабре 2016 г. стартовали пусковые работы по вводу в строй участка до «Раменок». Так с 19 декабря работа челнока была временно прекращена, производилось подключение нового участка к действующему метрополитену. В ночь с 25-го на 26-е декабря по I пути от ст. «Парк Победы» до ст. «Раменки» прошёл сначала габаритный вагон, а затем и пробный поезд. 28 декабря с началом работы метрополитена на I пути вновь начал функционировать челнок «Деловой центр» — «Парк Победы», только теперь в виде 7-вагонного состава из вагонов 81-760/761 «Ока». 30 декабря пусковой участок был показан мэру Москвы С. С. Собянину и руководителям стройкомплекса. Работы в тупиках ст. «Раменки», тупике на перегоне «Деловой центр» — «Парк Победы» и на II пути были завершены к середине января 2017 г., и 22 января пробный поезд прошёл уже по обоим путям. С 25 по 31 января работа челнока вновь была приостановлена.

16 марта 2017 г. состоялось открытие участка Солнцевской линии от ст. «Парк Победы» до ст. «Раменки». В 11:06 состав с мэром Москвы, руководством стройкомплекса, метрополитена и строителями отправился от ст. «Парк Победы» по II пути до ст. «Раменки». Торжественный митинг состоялся на ст. «Ломоносовский проспект». В 11:52 тот же состав отправился обратно с пассажирами от ст. «Раменки» до ст. «Деловой центр». Вступили в строй три станции: «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки». Одновременно на ст. «Парк Победы» была открыта вторая половина подземного вестибюля с наклонным ходом, соединяющим вестибюль со вторым залом станции. Из новой части вестибюля открыт выход к ул. Генерала Ермолова.

В настоящее время конечной Солнцевского радиуса считается ст. «Рассказовка», однако ведётся проектирование давно запланированного продления линии вдоль Боровского шоссе дальше к аэропорту Внуково с ещё двумя станциями: «Пыхтино» и «Внуково».

Последнее обновление в марте 2017 г.