МЕТРОСТРОЙ

Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород Новосибирск Самара Екатеринбург Казань Омск Челябинск Красноярск Другие города


Новости сайта

Новости

  • 28.06.2016
    Москва – ТО-6 Метростроя начал проходку правого (восточного) перегонного тоннеля от камеры съездов за ст. «Селигерская» (площадка № 29) до котлована ст. «Селигерская». Проходка ведётся с помощью ТПМК Herrenknecht S-770 Александра, который был проведён через котлован камеры съездов.
  • 12.06.2016
    Москва – ТО-6 Метростроя завершил проходку правого (восточного) перегонного тоннеля от ст. «Улица 800-летия Москвы» до котлована камеры съездов за ст. «Селигерская» (площадка № 29). Проходка велась с помощью ТПМК Herrenknecht S-770 Александра. Перегонный тоннель строится по титулу тупиков для отстоя подвижного состава за ст. «Селигерская».
  • 27.05.2016
    Санкт-Петербург – После 11 месяцев реконструкции открылась ст. «Василеостровская». На станции капитально отремонтированы эскалаторы (без замены), восстановлена гидроизоляция наклонного хода, заменены водоотводящие зонты, отремонтирован вестибюль. Архитектурный облик станции не менялся.
  • 11.05.2016
    Москва – СМУ-1 Метростроя завершило проходку правого перегонного тоннеля длиной 2804 м от ст. «Озёрная» до ст. «Мичуринский проспект». Проходка велась с помощью ТПМК Herrenknecht S-771 Татьяна (ранее называлась Анастасия).


Поиск




Знаете ли вы, что...

...самый первый проходческий щит Мосметростроя советского производства, доработанная копия первого импортного щита Markham, по окончании проходки своего первого перегонного тоннеля между станциями «Охотный ряд» и «Дзержинская» был по указанию Е. Т. Абакумова распилен в демонтажной камере и утилизирован для того, чтобы не тратить время на его демонтаж. Ровно такая же участь и по той же самой причине постигла через 61 год второй импортный щит Мосметростроя — Weiss und Freitag, который в 1995 г. прошёл перегонный тоннель «Кожуховская» — «Дубровка» Люблинского радиуса.


Кожуховская линия

схема
Действующий проект трассировки Кожуховской линии.
© НИиПИ Генплана Москвы, 2015 г.

Кожуховская линия — проект 14-ой линии Московского метрополитена, берущий своё начало в 1985 году, когда началась разработка системы скоростных хорд. Согласно рассматривавшемуся, но так и не утверждённому в 1989 г. генплану одна из хорд должна была соединить подмосковные города Химки и Люберцы. Участок от Люберец трассировался от пересадочного узла на ст. «Авиамоторная» к ст. «Кузьминки» с пересадкой на Таганско-Краснопресненскую линию и далее под Волгоградским проспектом и Новорязанским шоссе за МКАД. Линия планировалась в числе первоочередных хорд, наравне с Митино-Бутовской, и должна была быть построена к 2010 г. В связи с общем кризисом метростроения дальнейшие перспективы линии были крайне туманны, и на рубеже веков линия не рассматривалась даже в планах.

Перелом произошёл в середине нулевых в связи со строительством севернее Люберец на присоединённых ещё в 1985 году к Москве землях нового района Кожухово, предназначенного, в основном, для получателей социального жилья. Очевидная невозможность подключения потока из новых микрорайонов к самой загруженной Таганско-Краснопресненской линии, а также планы по строительству ещё одного района — Люберецкие поля — требовали принятия срочных решений. Проект Люберецкой хорды был пересмотрен: от Волгоградского проспекта линию предполагалось трассировать к проектируемой станции ТКЛ «Пронская» («Лермонтовский проспект») с созданием второй пересадки (после «Кузьминок») и далее по южной границе нового района. Также было запроектировано строительство электродепо в промзоне Руднёво.

Поскольку строительство целиком новой линии предполагало бы слишком большие сроки, в 2009 г. в район Кожухово было предложено тянуть Калининскую линию от строящейся ст. «Новокосино». От Николо-Архангельского кладбища линия должна была выйти к Салтыковской улице и далее по трассе Кожуховской линии до станций «Кожухово» и «Руднёво» (с передачей впоследствии данного участка Кожуховской линии). В 2010 году проект продления Калининской линии был принят в разработку, однако, менее чем через год от него отказались. К этому времени, в июне 2011 года, были подписаны соглашения между Москвой и Московской областью о передаче в состав Москвы земель иловых площадок Люберецкой станции аэрации, на которых ещё с 2008 г. велось строительство нового жилого района. Для его обслуживания мощностей Калининской линии было недостаточно, и в программу развития транспортной системы на 2012—2016 гг., принятую при новом мэре, Кожуховская линия была включена.

Осенью 2011 года проект был снова скорректирован для сокращения сроков и стоимости строительства, уменьшения длины линии и времени проезда: от трассировки через «Кузьминки» было решено отказаться. С этого времени проект предполагал выход линии от «Авиамоторной» к Рязанскому проспекту, под которым линия шла до Окской улицы, далее, без пересадки на Таганско-Краснопресненскую линию, под 1-ой Новокузьминской и Ферганской улицами до МКАД, а затем — по ранее планировавшейся трассе с пересадкой на ТКЛ на ст. «Лермонтовский проспект» и вдоль Каскадной улицы до конечной ст. «Некрасовка».

По скорректированному плану на линии было запроектировано 9 станций с рабочими названиями: «Авиамоторная», «Нижегородская улица», «Стахановская (улица)», «Окская улица», «Ферганская улица», «Косино», «Салтыковская улица», «Косино-Ухтомская» и «Некрасовка» (ранее — «Люберецкие поля»). Первоначально две из них («Авиамоторная» и «Нижегородская улица») предполагались глубокого, а остальные — мелкого заложения, однако в ноябре 2011 года после очередной корректировки было решено строить всю линию мелким заложением. На линии должны были быть созданы три пересадочных узла. Помимо «Авиамоторной» (пересадка на Калининскую линию) и «Косина» (пересадка на Таганско-Краснопресненскую линию) был запланирован перспективный пересадочный узел на ст. «Нижегородская улица» на два железнодорожных остановочных пункта: «Карачарово» Горьковского направления (с переносом последнего западнее) и «Рязанская» Малого кольца МЖД.

В перспективе предусматривалось продление линии на северо-запад и запад через станции «Лефортово», «Бауманская», «Красносельская» (в раннем варианте) или «Лефортово», «Электрозаводская», «Сокольники» (в варианте 2012 года) и далее: «Рижская», «Марьина роща», и объединение её с первой очередью Третьего пересадочного контура.

В ноябре 2011 года властями был озвучен срок окончания строительства — 2015 год, в мае 2012 года срок был сдвинут на конец 2016 г. Также в феврале 2012 года было объявлено о начале работ на линии до конца текущего года.

В апреле 2012 года было принято решение рассмотреть вариант трассировки линии, при которой она не будет переходить в ТПК, а будет продлена от ст. «Нижегородская улица» в центр, как минимум, до пересадочного узла ст. «Площадь Ильича» и «Римская». При этом перегон «Нижегородская улица» — «Авиамоторная» исключался бы из планов Кожуховской линии и строился уже строго в рамках ТПК, а сама Кожуховская линия могла бы из хорды стать радиусом. Данное решение отмечено в постановлении Правительства Москвы от 4 мая 2012 г., однако дальнейшего развития оно не получило.

Проектированием линии занимался Мосинжпроект, главный архитектор — А. Л. Вигдоров, ГИП — А. Б. Островский. Архитектурные проекты всех станций были созданы авторским коллективом под руководством С. В. Каретникова. Летом 2012 г. был готов проект планировки линейного участка, который в сентябре был представлен на общественные слушания. Вследствие сложностей из-за необходимости перекрытия Рязанского проспекта из проекта была исключена ст. «Стахановская». В составе пересадочного узла «Нижегородская улица» были запроектированы сразу две станции: одна — для Кожуховской линии, вторая — для перспективной Балашихинской хорды. Кожуховская линия рассматривалась в качестве части ТПК и должна была быть введена в строй одновременно с пуском северной дуги ТПК от ст. «Нижняя Масловка» до ст. «Авиамоторная». Таким образом по всей линии предполагалось сквозное движение, при этом сохранялась возможность в будущем, как разделения ТПК на участки отдельных хорд по плану 1985-89 гг., так и продления собственно Кожуховского радиуса в центр.

Первым подрядчиком строительства линии стал «Бамтоннельстрой» группы компаний «СК МОСТ». 26 ноября 2012 г. с началом обустройства стройплощадки ст. «Некрасовка» строительство линии началось. В декабре началось ограждение базовой площадки участка — площадки строительства ст. «Косино-Ухтомская».

В 2013 г. одновременно с земляными работами по сооружению котлованов двух станций продолжились и проектные работы. Ст. «Стахановская» была возвращена в проект линии. Начатые работы по обустройству стройплощадок второй очереди были остановлены — новый проектировщик второй очереди — испанская фирма Bustren начала перепроектирование участка под проходку одного двухпутного тоннеля и строительство станций с береговыми платформами. Под перепроектирование попали станции: «Ферганская улица» (9 декабря 2013 г. рабочее название было решено изменить на «Юго-Восточную», что было закреплено в постановлении Правительства Москвы № 336-ПП от 16 июня 2014 года), «Окская улица» и «Стахановская». Проектирование ст. «Нижегородская улица» завершить не удавалось из-за разногласий с РЖД по вопросам строительства пересадочного узла и необходимости временного сноса части насыпи Окружной железной дороги.

Зимой — весной 2014 г. в котловане камеры съездов ст. «Косино-Ухтомская» «Бамтоннельстрой» смонтировал два ТПМК для проходки тоннелей до ст. «Некрасовка» (правда, один из них — ТПМК Lovat RME242SE 18400 Ольга — был позднее демонтирован, так и не начав проходку), а в котловане станции — два ТПМК для проходки в сторону «Салтыковской». 29 мая 2014 г. при участии мэра Москвы С. С. Собянина был дан торжественный пуск проходки тоннеля в сторону ст. «Некрасовка». Проходку первого тоннеля Кожуховской линии — правого перегонного тоннеля — начал ТПМК Herrenknecht S-736 EPB-6150, получивший имя Светлана.

5 июня 2014 г. на заседании Топонимической комиссии двум станциям были присвоены новые названия: «Косино-Ухтомская» стала «Люберецкой», а «Салтыковская улица» — «Улицей Дмитриевского».

10 октября 2014 г., с выходом ТПМК Herrenknecht Светлана в демонтажную камеру ст. «Некрасовка», была завершена проходка первого тоннеля Кожуховской линии от камеры съездов за ст. «Люберецкая» до ст. «Некрасовка» длиной 1383 м.

В 2014 г. удалось преодолеть разногласия по вопросам строительства пересадочного узла «Нижегородская улица» — «Рязанская» — «Карачарово», и в сентябре начались работы по разборке путепровода Малого кольца над путями Горьковского направления, а затем и по срытию насыпи МОЖД между железной дорогой и Рязанским проспектом. Также в конце 2014 г. началась организация стройплощадки станции «Нижегородская улица».

1 декабря с помощью ТПМК Herrenknecht S-736 EPB-6150 Светлана была начата и 31 марта 2015 г. — закончена проходка левого перегонного тоннеля длиной 1396 м от камеры съездов за ст. «Люберецкая» до ст. «Некрасовка». При этом 3 февраля 2015 г. постановлением Правительства Москвы станции «Люберецкая» (это название так и осталось неутверждённым решением Топонимической комиссии) было присовено новое наименование — «Лухмановская».

В начале 2016 г. Москомархитектурой была разработана новая перспективная концепция работы линии: теперь предполагалось после завершения строительства ТПК продлить Кожуховскую линию, но не в сторону центра, а в сторону юго-запада, через станции «Кожуховская», «ЗИЛ» и «Академическая» соединив её с проектируемой хордой на Коммунарку.

схема
Проект трассировки Кожуховской линии конца 2011 г.
© НИиПИ Генплана Москвы.

Последнее обновление в апреле 2016 г.