МЕТРОСТРОЙ

Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород Новосибирск Самара Екатеринбург Казань Омск Челябинск Красноярск Другие города


Новости сайта

Новости

  • 25.08.2016
    Москва – ООО «Тоннель-2001» Мосметростроя начало проходку правого перегонного тоннеля от переходной камеры на перегоне «Рубцовская» — «Лефортово» до ст. «Лефортово» с помощью ТПМК Herrenknecht S-771 Анастасия (быв. Татьяна). Это первый тоннель северо-восточного участка ТПК, начатый строительством.
  • 17.08.2016
    Москва – ООО «Тоннель-2001» Мосметростроя завершило проходку левого (южного) перегонного тоннеля от ст. «Говорово» до ст. «Озёрная» с помощью ТПМК с гидропригрузом Herrenknecht S-453.
  • 27.07.2016
    Москва – ООО «ИБТ» завершило проходку левого (южного) перегонного тоннеля от ст. «Рассказовка» до ст. «Новопеределкино» длиной 1262 м. Проходка велась с помощью ТПМК Herrenknecht S-218 EPB-6250 Наталия.
  • 21.07.2016
    Москва – ООО «Тоннель-2001» Мосметростроя завершило проходку левого перегонного тоннеля длиной 2850 м от ст. «Озёрная» до ст. «Мичуринский проспект». Проходка велась с помощью ТПМК Herrenknecht S-755 Ольга.


Поиск




Знаете ли вы, что...

...хорошо известная отделка путевых стен станции «Смоленская» Филёвской линии Московского метро в виде шестигранных «сот» отнюдь не уникальна для Москвы: такая же шестигранная фаянсовая плитка украшала срединный пояс путевой стены станции «Дзержинская» (сейчас — «Лубянка»). Она была заменена на квадратную плитку в 1959 г. Аналогичная плитка украшала и путевые стены станции «Дворец Советов» (сейчас — «Кропоткинская»), в 1955 г. её также заменили, но на этот раз на мрамор. Ещё одной станцией, украшенной шестигранниками, была станция «Парк Культуры».


Кожуховская линия

схема
Действующий проект трассировки Кожуховской линии.
© НИиПИ Генплана Москвы, 2015 г.

Кожуховская линия — проект 14-ой линии Московского метрополитена, берущий своё начало в 1985 году, когда началась разработка системы скоростных хорд. Согласно рассматривавшемуся, но так и не утверждённому в 1989 г. генплану одна из хорд должна была соединить подмосковные города Химки и Люберцы. Участок от Люберец трассировался от пересадочного узла на ст. «Авиамоторная» к ст. «Кузьминки» с пересадкой на Таганско-Краснопресненскую линию и далее под Волгоградским проспектом и Новорязанским шоссе за МКАД. Линия планировалась в числе первоочередных хорд, наравне с Митино-Бутовской, и должна была быть построена к 2010 г. В связи с общем кризисом метростроения дальнейшие перспективы линии были крайне туманны, и на рубеже веков линия не рассматривалась даже в планах.

Перелом произошёл в середине нулевых в связи со строительством севернее Люберец на присоединённых ещё в 1985 году к Москве землях нового района Кожухово, предназначенного, в основном, для получателей социального жилья. Очевидная невозможность подключения потока из новых микрорайонов к самой загруженной Таганско-Краснопресненской линии, а также планы по строительству ещё одного района — Люберецкие поля — требовали принятия срочных решений. Проект Люберецкой хорды был пересмотрен: от Волгоградского проспекта линию предполагалось трассировать к проектируемой станции ТКЛ «Пронская» («Лермонтовский проспект») с созданием второй пересадки (после «Кузьминок») и далее по южной границе нового района. Также было запроектировано строительство электродепо в промзоне Руднёво.

Поскольку строительство целиком новой линии предполагало бы слишком большие сроки, в 2009 г. в район Кожухово было предложено тянуть Калининскую линию от строящейся ст. «Новокосино». От Николо-Архангельского кладбища линия должна была выйти к Салтыковской улице и далее по трассе Кожуховской линии до станций «Кожухово» и «Руднёво» (с передачей впоследствии данного участка Кожуховской линии). В 2010 году проект продления Калининской линии был принят в разработку, однако, менее чем через год от него отказались. К этому времени, в июне 2011 года, были подписаны соглашения между Москвой и Московской областью о передаче в состав Москвы земель иловых площадок Люберецкой станции аэрации, на которых ещё с 2008 г. велось строительство нового жилого района. Для его обслуживания мощностей Калининской линии было недостаточно, и в программу развития транспортной системы на 2012—2016 гг., принятую при новом мэре, Кожуховская линия была включена.

Осенью 2011 года проект был снова скорректирован для сокращения сроков и стоимости строительства, уменьшения длины линии и времени проезда: от трассировки через «Кузьминки» было решено отказаться. С этого времени проект предполагал выход линии от «Авиамоторной» к Рязанскому проспекту, под которым линия шла до Окской улицы, далее, без пересадки на Таганско-Краснопресненскую линию, под 1-ой Новокузьминской и Ферганской улицами до МКАД, а затем — по ранее планировавшейся трассе с пересадкой на ТКЛ на ст. «Лермонтовский проспект» и вдоль Каскадной улицы до конечной ст. «Некрасовка».

По скорректированному плану на линии было запроектировано 9 станций с рабочими названиями: «Авиамоторная», «Нижегородская улица», «Стахановская (улица)», «Окская улица», «Ферганская улица», «Косино», «Салтыковская улица», «Косино-Ухтомская» и «Некрасовка» (ранее — «Люберецкие поля»). Первоначально две из них («Авиамоторная» и «Нижегородская улица») предполагались глубокого, а остальные — мелкого заложения, однако в ноябре 2011 года после очередной корректировки было решено строить всю линию мелким заложением. На линии должны были быть созданы три пересадочных узла. Помимо «Авиамоторной» (пересадка на Калининскую линию) и «Косина» (пересадка на Таганско-Краснопресненскую линию) был запланирован перспективный пересадочный узел на ст. «Нижегородская улица» на два железнодорожных остановочных пункта: «Карачарово» Горьковского направления (с переносом последнего западнее) и «Рязанская» Малого кольца МЖД.

В перспективе предусматривалось продление линии на северо-запад и запад через станции «Лефортово», «Бауманская», «Красносельская» (в раннем варианте) или «Лефортово», «Электрозаводская», «Сокольники» (в варианте 2012 года) и далее: «Рижская», «Марьина роща», и объединение её с первой очередью Третьего пересадочного контура.

В ноябре 2011 года властями был озвучен срок окончания строительства — 2015 год, в мае 2012 года срок был сдвинут на конец 2016 г. Также в феврале 2012 года было объявлено о начале работ на линии до конца текущего года.

В апреле 2012 года было принято решение рассмотреть вариант трассировки линии, при которой она не будет переходить в ТПК, а будет продлена от ст. «Нижегородская улица» в центр, как минимум, до пересадочного узла ст. «Площадь Ильича» и «Римская». При этом перегон «Нижегородская улица» — «Авиамоторная» исключался бы из планов Кожуховской линии и строился уже строго в рамках ТПК, а сама Кожуховская линия могла бы из хорды стать радиусом. Данное решение отмечено в постановлении Правительства Москвы от 4 мая 2012 г., однако дальнейшего развития оно не получило.

Проектированием линии занимался Мосинжпроект, главный архитектор — А. Л. Вигдоров, ГИП — А. Б. Островский. Архитектурные проекты всех станций были созданы авторским коллективом под руководством С. В. Каретникова. Летом 2012 г. был готов проект планировки линейного участка, который в сентябре был представлен на общественные слушания. Вследствие сложностей из-за необходимости перекрытия Рязанского проспекта из проекта была исключена ст. «Стахановская». В составе пересадочного узла «Нижегородская улица» были запроектированы сразу две станции: одна — для Кожуховской линии, вторая — для перспективной Балашихинской хорды. Кожуховская линия рассматривалась в качестве части ТПК и должна была быть введена в строй одновременно с пуском северной дуги ТПК от ст. «Нижняя Масловка» до ст. «Авиамоторная». Таким образом по всей линии предполагалось сквозное движение, при этом сохранялась возможность в будущем, как разделения ТПК на участки отдельных хорд по плану 1985-89 гг., так и продления собственно Кожуховского радиуса в центр.

Первым подрядчиком строительства линии стал «Бамтоннельстрой» группы компаний «СК МОСТ». 26 ноября 2012 г. с началом обустройства стройплощадки ст. «Некрасовка» строительство линии началось. В декабре началось ограждение базовой площадки участка — площадки строительства ст. «Косино-Ухтомская».

В 2013 г. одновременно с земляными работами по сооружению котлованов двух станций продолжились и проектные работы. Ст. «Стахановская» была возвращена в проект линии. Начатые работы по обустройству стройплощадок второй очереди были остановлены — новый проектировщик второй очереди — испанская фирма Bustren начала перепроектирование участка под проходку одного двухпутного тоннеля и строительство станций с береговыми платформами. Под перепроектирование попали станции: «Ферганская улица» (9 декабря 2013 г. рабочее название было решено изменить на «Юго-Восточную», что было закреплено в постановлении Правительства Москвы № 336-ПП от 16 июня 2014 года), «Окская улица» и «Стахановская». Проектирование ст. «Нижегородская улица» завершить не удавалось из-за разногласий с РЖД по вопросам строительства пересадочного узла и необходимости временного сноса части насыпи Окружной железной дороги.

Зимой — весной 2014 г. в котловане камеры съездов ст. «Косино-Ухтомская» «Бамтоннельстрой» смонтировал два ТПМК для проходки тоннелей до ст. «Некрасовка» (правда, один из них — ТПМК Lovat RME242SE 18400 Ольга — был позднее демонтирован, так и не начав проходку), а в котловане станции — два ТПМК для проходки в сторону «Салтыковской». 29 мая 2014 г. при участии мэра Москвы С. С. Собянина был дан торжественный пуск проходки тоннеля в сторону ст. «Некрасовка». Проходку первого тоннеля Кожуховской линии — правого перегонного тоннеля — начал ТПМК Herrenknecht S-736 EPB-6150, получивший имя Светлана.

5 июня 2014 г. на заседании Топонимической комиссии двум станциям были присвоены новые названия: «Косино-Ухтомская» стала «Люберецкой», а «Салтыковская улица» — «Улицей Дмитриевского».

10 октября 2014 г., с выходом ТПМК Herrenknecht Светлана в демонтажную камеру ст. «Некрасовка», была завершена проходка первого тоннеля Кожуховской линии от камеры съездов за ст. «Люберецкая» до ст. «Некрасовка» длиной 1383 м.

В 2014 г. удалось преодолеть разногласия по вопросам строительства пересадочного узла «Нижегородская улица» — «Рязанская» — «Карачарово», и в сентябре начались работы по разборке путепровода Малого кольца над путями Горьковского направления, а затем и по срытию насыпи МОЖД между железной дорогой и Рязанским проспектом. Также в конце 2014 г. началась организация стройплощадки станции «Нижегородская улица».

1 декабря с помощью ТПМК Herrenknecht S-736 EPB-6150 Светлана была начата и 31 марта 2015 г. — закончена проходка левого перегонного тоннеля длиной 1396 м от камеры съездов за ст. «Люберецкая» до ст. «Некрасовка». При этом 3 февраля 2015 г. постановлением Правительства Москвы станции «Люберецкая» (это название так и осталось неутверждённым решением Топонимической комиссии) было присовено новое наименование — «Лухмановская».

В начале 2016 г. Москомархитектурой была разработана новая перспективная концепция работы линии: теперь предполагалось после завершения строительства ТПК продлить Кожуховскую линию, но не в сторону центра, а в сторону юго-запада, через станции «Кожуховская», «ЗИЛ» и «Академическая» соединив её с проектируемой хордой на Коммунарку.

схема
Проект трассировки Кожуховской линии конца 2011 г.
© НИиПИ Генплана Москвы.

Последнее обновление в апреле 2016 г.