МЕТРОСТРОЙ

Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород Новосибирск Самара Екатеринбург Казань Омск Челябинск Красноярск Другие города


Новости сайта

Новости

  • 16.03.2017
    Москва – В 11:52 первый поезд с пассажирами отправился со ст. «Раменки» на ст. «Ломоносовский проспект». Открылся участок Солнцевской линии от ст. «Парк Победы» до ст. «Раменки». Пущены в эксплуатацию 204-я, 205-я и 206-я станции Московского метро: «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки». Движение на линии осуществляется в нормальном круговом режиме, челночное движение на участке «Парк Победы» — «Деловой центр» прекращено. Оборот составов по ст. «Деловой центр» осуществляется через однопутный тупик на перегоне «Парк Победы» — «Деловой центр» с троекратной сменой кабины управления. На линии работают 7-вагонные составы из вагонов 81-760/761 «Ока». На ст. «Парк Победы» открыта вторая половина подземного вестибюля с наклонным ходом, соединяющим вестибюль со вторым залом станции. Из новой части вестибюля открыт выход к ул. Генерала Ермолова.
  • 10.03.2017
    Москва – ООО «МИП-Строй № 1» начало проходку правого (северного) перегонного тоннеля от ст. «Косино» до ст. «Улица Дмитриевского». Проходка ведётся с помощью ТПМК Herrenkneht S-798 Ольга.
  • 07.02.2017
    Москва – СМУ-8 Метростроя начало строительство ст. «Шереметьевская» Третьего пересадочного контура. Забурена первая свая форшахты рабочего ствола, через который будет вестись строительство станции.
  • 19.01.2017
    Санкт-Петербург – ОАО «Метрострой» завершило проходку двухпутного тоннеля на участке Невско-Василеостровской линии от ст. «Беговая» до ст. «Новокрестовская». Проходка велась с помощью ТПМК Herrenknecht S-782 Надежда.


Поиск




Знаете ли вы, что...

...хотя закрытие на реконструкцию отдельных станций и участков метро в мировой практике и не является редким событием, закрытие на реконструкцию метрополитена целиком кажется чем-то из ряда вон выходящим. Тем не менее, в китайском Тяньцзине метро (состоявшее, правда, на тот момент из единственной линии) было полностью закрыто в течение двух с половиной лет: с 9 октября 2001 г. по 28 марта 2004 года. При этом в 2004 году была открыта новая линия в другом месте, а старая, закрытая в 2001 году на реконструкцию, возобновила работу лишь 12 июня 2006 года, увеличив после реконструкции свою длину почти в четыре раза.


Филёвская линия

Филёвская линия — четвёртая линия Московского метрополитена по номеру на схемах — радиальная линия, соединяющая центр Москвы с западными районами и Московским международным деловым центром. В основном наземная линия включает в себя участки мелкого заложения, короткий участок глубокого заложения и метромост через Москва-реку. Линия работает по двум маршрутам с вилочным разветвлением, обозначается на картах голубым цветом. На настоящий момент это единственная линия в Московском метро, имеющая постоянное маршрутное движение.

фото
3 ноября 1958 г.: пробный поезд на ст. «Кутузовская».

Участок Филёвской линии от ст. «Александровский сад» до ст. «Смоленская» — Арбатский или Староарбатский радиус — является одним из трёх старейших радиусов I очереди строительства.

Проект I очереди строительства метрополитена был завершён в мае 1932 г. В неё помимо Мясницко-Усачёвского диаметра вошёл и Арбатский радиус. Первоначально предполагалась проходка радиуса парижским способом непосредственно под ул. Арбат без вскрытия поверхности, для чего в августе-ноябре 1933 г. были заложены шахты. Однако, проходка закрытым способом под улицей затрагивала бы многочисленные коммуникации и не давала возможности сдать радиус в эксплуатацию одновременно с двумя другими. В результате, в конце ноября 1933 г. было принято решение о перетрассировки участка со смещением трассы от линии улицы во дворы и сменой способа проходки на траншейный. 3 января 1934 г. уже начались земляные работы на новой трассе.



Александровский сад
Арбатская
Смоленская
Киевская
Студенческая
Кутузовская
Фили
Багратионовская
Филёвский парк
Пионерская
Кунцевская

Проектом трассировки радиуса конца 1934 г. на нём предполагалось строительство четырёх станций: «Библиотека Ленина», «Арбатская площадь», «Вахтангова улица» и «Смоленская площадь» (ранее — «Смоленский рынок»). При этом в рамках I очереди предполагалось строительство двух станций с островными платформами: «Арбатская площадь» и «Смоленская площадь», две другие станции: «Библиотека Ленина» и «Вахтангова улица» (между ул. Вахтангова, сейчас — Большим Николопесковским, и Малым Николопесковским переулками) предполагались на перспективу и должны были иметь береговые платформы. В последний момент ст. «Библиотека Ленина» была включена в пусковой участок под названием «Улица Коминтерна» (проект станции был утверждён только в мае 1934 г.), а ст. «Вахтангова улица» осталась в числе нереализованных заделов.

15 мая 1935 г. в 6:45 станции радиуса были открыты для входа вместе со всеми станциями I очереди. С 7:00 началось графиковое движение. Поезда следовали поочерёдно по двум маршрутам: «Сокольники» — «Охотный ряд» — «Парк Культуры имени Горького» и «Сокольники» — «Охотный ряд» — «Смоленская». В течение всего дня действовало неизменное тактовое расписание с 12-парным графиком: 5-минутным интервалом на общем участке и 10-минутном на ответвлениях. На линии одновременно работали 9 четырёхвагонных составов, состоявших из двух двухвагонных секций (моторный и прицепной вагоны типа А). Оборот по ст. «Смоленская» выполнялся по съезду перед станцией.

20 марта 1937 г. Арбатский радиус был продлён от ст. «Смоленская» до новой — 14-ой станции метро — «Киевская», первой станции II очереди строительства. В эксплуатации появился первый открытый участок: Смоленский метромост с подходом. Оборот на ст. «Киевская» выполнялся в оборотных тупиках.

24 октября 1937 г. начались работы по присоединению к действующему участку пускового Покровского радиуса. 28 октября основной объём работ по укладке двух стрелочных переводов и единственного в метро глухого пересечения был закончен. Построенный ещё к пуску I очереди задел в тоннеле мелкого заложения под Манежной площадью был соединён с тоннелями глубокого заложения, выводящими на ст. «Площадь Революции». Вечером 3 ноября с Арбатского на Покровский радиус был торжественно пропущен пробный поезд, сделавший рейс до ст. «Курский вокзал» и обратно.

13 марта 1938 г. с утреннего открытия метро изменилась схема движения: поезда от ст. «Сокольники» следовали только до ст. «Парк Культуры имени Горького». Поезда от ст. «Киевская» после ст. «Улица Коминтерна» следовали на новый радиус, открылись две станции: «Площадь Революции» и «Курская». Таким образом, в метро появились две самостоятельные линии: Кировско-Фрунзенская и Арбатско-Покровская.

Во время вражеских авианалётов на Москву в 1941 г. именно Арбатский радиус получил наибольшие повреждения среди объектов метрополитена. Так в результате ночной бомбардировки 23 июля прямым попаданием авиабомбы было пробито перекрытие тоннеля на перегоне «Арбатская» — «Смоленская». Взрывной волной, осколками и обломками перекрытия было убито 14 человек и до двух десятков ранено. Также прямым попаданием другой авиабомбы была повреждена эстакадная часть Смоленского метромоста. Восстановительные работы продолжались двое суток. Ранее, днём 23 июля, фугасная бомба была сброшена на площадь перед входом на ст. «Арбатская». В вестибюле станции началась паника, в результате чего на лестнице насмерть было задавлено 46 человек.

24 декабря 1946 г. в метро произошло первое переименование: ст. «Улица Коминтерна» сменила название на «Калининскую».

В 1951–1953 гг. велось строительство нового Арбатского радиуса глубокого заложения взамен действовавшего. 5 апреля 1953 г. были открыты 3 станции: «Арбатская», «Смоленская» и «Киевская». Поезда от «Площади Революции» пошли по новым тоннелям к ст. «Арбатская», а станции Староарбатского радиуса были закрыты. В дальнейшем пути радиуса использовались для хранения вагонов типа В, а станции — в качестве складских помещений.

В 1955 г. Метрогипротранс разработал проектное задание на сооружение новой линии: было принято решение восстановить эксплуатацию Староарбатского радиуса с продлением его в виде наземной линии и созданием отдельного радиуса от ст. «Калининская» до ст. «Фили». Было запланировано строительство трёх наземных станций: «Резервный проезд», «Кутузовская» и «Фили». Согласно разработке Метрогипротранса в дальнейшем линию предполагалось продлить до города Кунцево. Рассматривается также строительство станции на Смоленском метромосту. В феврале 1956 г. Моссовет утвердил проект линии. В мае 1956 г. начинается модернизация вагонов типа В-2 для работы на открытых участках. Переоборудование производилось на ЗРЭПСе, а испытание вагонов — на закрытом радиусе. После переоборудования вагоны зачислялись в парк ТЧ-3 «Измайлово».

3 ноября 1958 г. по пусковому участку прошёл пробный поезд, и 7 ноября 1958 г. новая Арбатско-Филёвская линия была введена в строй. Были пущены первые в СССР две наземные станции открытого типа: «Студенческая» (проектное название до сентября 1958 г. — «Резервный проезд») и «Кутузовская». Движение поездов было организовано от ст. «Калининская» до ст. «Кутузовская». Использовались четырёхвагонные составы из вагонов типа В-2 ТЧ-3 «Измайлово», всего было сформировано 9 составов. Помимо двух новых станций заработал и новый вестибюль ст. «Смоленская» в доме архитектора Жолтовского.

Ровно через год, 7 ноября 1959 г., линия была продлена от ст. «Кутузовская» до следующей ст. «Фили» (пробный поезд прошёл по участку 2 ноября). Сразу после ноябрьских праздников 1959 г. СМУ-5 Метростроя начало строительство продления наземной линии дальше в сторону Кунцева. Проектные названия станций на участке: «Орджоникидзе», «Пятое кольцо» и «Мазилово».

фото
Март 1961 г.: строительство ст. «Мазилово».
Фото: А. Заенцов.

1 мая 1961 г. на линию вышел первый состав из вагонов типа Д ТЧ-3 «Измайлово». 13 октября 1961 г. были открыты три однотипные наземные станции: «Багратионовская», «Филёвский парк культуры и отдыха» и «Пионерская». Новые названия станциям взамен проектных были присвоены решением исполкома Моссовета 6 июня 1961 г. Через три года название станции «Филёвский парк культуры и отдыха» (на табличках станция обозначалась как «Филёвский парк К. и О.») будет сокращено до привычного «Филёвский парк».

С 1 января 1962 г. на линии появляется собственное электродепо — ТЧ «Фили», однако первоначально его существование было исключительно юридическим: поезда продолжали обслуживаться и отстаиваться в ТЧ «Измайлово». Лишь в 1963 г. депо было введено в строй.

В 1964–65 гг. велось продление радиуса от ст. «Пионерская» до подземной станции «Кунцево», сначала без промежуточных станций, но в конце 1964 г. в проект была добавлена промежуточная наземная ст. «Рублёвское шоссе». Современные названия — «Молодёжная» и «Кунцевская» — станции получили незадолго до ввода в строй. 1 июля 1965 г. от ст. «Пионерская» до ст. «Молодёжная» прошёл пробный поезд, а 5 июля участок «Пионерская» — «Молодёжная» вступил в строй. Промежуточная ст. «Кунцевская» открылась для пассажиров 31 августа 1965 г.

В 1970 г. название линии было сокращено до Филёвской. Более 20 лет схема движения оставалась неизменной, и только 31 декабря 1989 г. линия была продлена от ст. «Молодёжная» до следующей ст. «Крылатское». Оборот на ст. «Крылатское» выполнялся по перекрёстному съезду перед станцией, поезда поочерёдно прибывали и отправлялись с обеих платформ. Таким образом, ни с одного конца линии на ней не было оборотных тупиков.

В ноябре 1990 г. в рамках масштабного единовременного переименования ст. «Калининская» была переименована в «Александровский сад» (при этом вариант «Воздвиженка» был отклонён в последний момент).

В 1992 г. на линии была прекращена работа вагонов типа Д, с этого времени эксплуатировались только вагоны типа Е и Еж. Продолжали работать шестивагонные составы, на которые линия была переведена в 1974 г.

В июле 1998 г. началось строительство центрального ядра Московского международного делового центра «Москва-Сити». При проектировании ядра сразу закладывалась возможность возведения четырёх станций метро на нижнем уровне комплекса. Однако подводка линий, в частности Солнцевско-Мытищинской хорды и Калининско-Строгинской линии, при практически полном отсутствии финансирования заняла бы многие годы, и для скорейшей связи ММДЦ было принято решение о строительстве так называемой линии мини-метро. Вариант со строительством отдельной линии требовал новой четвёртой станции и без того перегруженного Киевского узла, и для уменьшения издержек был утверждён проект ответвления линии мини-метро от перегона «Студенческая» — «Киевская» Филёвской линии.

Строительство силами двух подрядчиков, возводивших собственно ММДЦ — ЗАО «Объединение „Ингеоком“» и ОАО «Мосинжстрой» — началось в 2001 г. Над тоннелями перегона «Студенческая» — «Киевская» был возведён бетонный «саркофаг» камеры съездов, а тоннели перегона между ядром ММДЦ и камерой съездов были пройдены глубоким заложением механизированным способом.

В августе 2005 г. на линии началась опытная эксплуатация четырёхвагонного состава «Русич». 10 сентября 2005 г. была открыта ст. «Деловой центр», поезда от ст. «Александровский сад» пошли по двум маршрутам: «Александровский сад» — «Киевская» — «Крылатское» и «Александровский сад» — «Киевская» — «Деловой центр». В третий раз в Московском метро было организовано маршрутное движение. Всего на линии в час-пик частота движения составила 32 пары в час. При этом, 28 пар следовало по основному маршруту, и лишь 4 пары — до «Делового центра», то есть интервал на ответвлении составлял 15 минут. Оборот осуществлялся по перекрёстному съезду за станцией в пределах ядра ММДЦ, при этом поезда выходили на платформу не открытой ещё ст. «Международная». На линии имелся зонный оборот в час-пик по ст. «Молодёжная». На ст. «Александровский сад» поезда до «Делового центра» отправлялись с I пути, а до «Крылатского» («Молодёжной») как с I, так и со II пути.

30 августа 2006 г. участок ответвления был продлён до ст. «Международная» (проектное название — «Москва-Сити»). Проектируемая как станция мини-метро ст. «Международная» имела уменьшенный габарит: станционные тоннели диаметром 7,5 м, при этом для возможности эксплуатации в составе Филёвской линии платформы при строительстве были удлиннены, и часть станции оказалась в кривой — «Международная» стала единственной станцией глубокого заложения в кривой. Расстояние между двумя станциями составило всего 506 м. Оборот продожал осуществляться по тому же перекрёстному съезду, таким образом, все три конечных линии имели оборот по съёзду перед станциями.

Одновременно со строительством мини-метро на параллельной Арбатско-Покровской линии возобновлялось строительство продления от ст. «Парк Победы» до «Строгина». При этом было запланировано включение участка «Кунцевская» — «Крылатское» в состав АПЛ, при котором Филёвская линия обрезалась по ст. «Пионерская». Это решение сильно ухудшало связность сети. В результате общественных протестов 8 июня 2004 г. правительство Москвы было вынуждено согласиться оставить перегон «Пионерская» — «Кунцевская», и 15 ноября 2004 г. был утверждён новый вариант трассировки с созданием пересадочного узла между Филёвской и Арбатско-Покровской линиями вкупе со строительством второй платформы ст. «Кунцевская».

В 2005 г. рассматривался вариант продления Филёвской линии от ст. «Международная» дальше: к проектируемому Олимпийскому центру на Шелепихинской набережной, ст. «Полежаевская», Ходынскому полю до ст. «Динамо» и «Савёловская». Однако обеспечить необходимую парность на такой линии было невозможно, и от этой идеи отказались, а продление линии стало в будущем отдельным участком Третьего пересадочного контура. Также на перегоне от камеры съездов до «Делового центра» была запроектирована ст. «Дорогомиловская», строительство которой сначала было отложено на перспективу, а потом исчезло из планов.

2 января 2008 г. для переустройства путей и системы СЦБ были закрыты станции «Кунцевская», «Молодёжная» и «Крылатское», движение на главном ходу Филёвской линии осуществлялось до ст. «Пионерская». С этого момента ст. «Молодёжная» и «Крылатское» становятся частью Арбатско-Покровской линии. 7 января 2008 г. весь участок АПЛ от «Парка Победы» до «Строгина» был открыт. На ст. «Кунцевская» была открыта новая платформа с выходом в новый наземный вестибюль, принимающая поезда в сторону «Парка Победы». Старая платформа начала принимать поезда со ст. «Пионерская» на один путь (с оборотом по станции) и поезда со ст. «Парк Победы» на второй путь. Отныне движение на Филёвской линии осуществлялось на участках «Александровский сад» — «Киевская» — «Кунцевская» и «Александровский сад» — «Киевская» — «Международная».

3 июня 2008 г. ст. «Деловой центр» получила новое название — «Выставочная». С открытием 31 января 2014 г. первого челночного участка Солнцевского радиуса ст. «Выставочная» стала пересадочной на ст. «Деловой центр» Калининско-Солнцевской линии.

Последнее обновление в мае 2016 г.