МЕТРОСТРОЙ

Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород Новосибирск Самара Екатеринбург Казань Омск Челябинск Красноярск Другие города


Новости сайта

Новости



Поиск




Знаете ли вы, что...

...станция «Библиотека имени Ленина» Московского метро — единственная односводчатая станция первой очереди — была построена закрытым способом, без вскрытия дневной поверхности. Несмотря на это, Моховую улицу всё же пришлось перекрывать: мостовая была повреждена во время горных работ, кроме того, без вскрытия не представлялось возможным сделать гидроизоляцию. Таким образом, уже после сооружения конструкций станционного зала, мостовая над станцией была снята, а по всей площади станции сверху уложена гидроизолированная бетонная плита.


Хорда на Коммунарку

схема
Проект трассировки Хорды на Коммунарку, 2014 г.

Хорда на Коммунарку (ХнК) — рабочее название нового радиуса Московского метро, изначально — части проекта системы Третьего пересадочного контура и хордовых линий, которая должна будет соединить существующие и перспективные линии на юго-западе Москвы и зону перспективного развития Новой Москвы в районе Коммунарки — Троицка.

Проект ХнК являлся развитием появившейся в 1985 году идеи скоростных хордовых линий для связи отдалённых районов Москвы с территориями, находящимися между Садовым кольцом и Малым кольцом МЖД (МОЖД). Всего согласно рассматривавшемуся, но так и не утверждённому в 1989 г. генплану планировалось построить четыре хорды.

Однако ни в первоначальный проект хордовых линий, ни в последующие варианты ХнК не входила. Впервые в планах линия появилась в конце 2011 года, когда возникло предложение объединить проект северного полукольца ТПК с южным полукольцом являвшейся многие десятилетия перспективной Большой кольцевой линии (БКЛ). Тогда же в представленном проекте развития появилась линия от пересадочного узла Сокольнической линии и ТПК на ст. «Проспект Вернадского» в пос. Коммунарка с двумя или тремя промежуточными станциями, но без пересадок на какие-либо другие линии. Необходимость проектирования новой линии была обусловлена возникшими планами по строительству в пос. Коммунарка Парламентского центра с переездом туда всего Федерального Собрания России. Конечная станция хорды получила рабочее название «Административно-деловой центр». В постановлении Правительства Москвы от 4 мая 2012 г. сдача линии (правда, всего с 3 станциями) была отнесена на 2020 г. В середине 2012 г. планы о переезде Парламента в Коммунарку были отложены, однако проектирование линии не прекратилось. 1 июля 2012 г. административные границы Москвы были расширены на юго-запад с присоединением 148 тыс. га новых территорий и увеличением площади города в 2,4 раза. Посёлок Коммунарка является одним из крупнейших районов массового жилищного строительства с вводом в ближайшие годы до 3 млн кв. м жилья.

В 2012 г. были пересмотрены проекты хордовых пересадочных узлов на линии ТПК, в результате чего от пересадочного узла на ст. «Проспект Вернадского» отказались, а вместо него был запроектирован пересадочный узел на будущей ст. «Аминьевское шоссе». Соответственно, изменилась и предпроектная трассировка линии: теперь от ст. «Аминьевское шоссе» она шла к ст. «Тропарёво» с организацией пересадки на Сокольническую линию и далее через Мамыри, Коммунарку в Южное Бутово с организацией пересадки на Бутовскую линию. Пересадка на Солнцевский радиус данным вариантом не предусматривалась.

Дальнейшее развитие трассировки привело к появлению дополнительных пересадочных узлов. От «Аминьевского шоссе» линия шла к ст. «Озёрная» c пересадкой на Калининско-Солнцевскую линию, далее к ст. «Румянцево» с пересадкой на Сокольническую линию, далее через станцию в деревне Мамыри в район Коммунарки со строительством там двух станций. Всего на линии было запроектировано 10 станций: «Аминьевское шоссе», «Очаково», «Озёрная», «Говорово», «Румянцево», «Хованское», «Мосрентген», «Мамыри», «Газопровод» и «Парламентский центр». За станцией «Парламентский центр» предполагалось строительство электродепо.

В конце 2013 г. рассмотрение новых вариантов трассировки линии привело к появлению нового предложения, согласно которому хордовая линия превращалась, фактически, в радиус, но проходящий вдоль коридора со значительно бо́льшим, нежели участок «Аминьевского шоссе» — «Румянцево», пассажиропотоком. Согласно этому варианту отказываются от использования путей спроектированной четырёхпутной станции «Аминьевское шоссе». Линия начинается от станции «Улица Новаторов» с пересадкой на одноимённую станцию ТПК на пересечении Ленинского проспекта и ул. Новаторов. Далее линия идёт к Российскому университету дружбы народов со станцией «Улица Академика Опарина», под Теплостанским лесопарком, проходит между 6 и 7 мкрн Тёплого Стана со ст. «Улица Генерала Тюленева» и далее — до ст. «Мамыри», откуда продолжается по ранее проложенной трассе через ст. «Коммунарка» до конечной ст. «Столбово» (ранее — «Парламентский центр»). Также предполагается продление линии от ст. «Улица Новаторов» в центр вдоль Ленинского проспекта (с двумя станциями на пересечениях с ул. Панферова и Университетским просп.) и далее на север через Лужники, с пересадкой на ст. «Спортивная» Сокольнической линии, до станции «Деловой центр» ТПК.

19 мая 2014 г. в Пекине было подписано соглашение между ОАО «Мосинжпроект», Китайской железнодорожной строительной корпорацией (China Railway Construction Corporation) и Китайским международным фондом (China International Fund) о строительстве линии в Коммунарку на средства китайских инвесторов.

26 июня 2014 г. появилось распоряжение Москомархитектуры № 84 о подготовке проектов планировки линейных объектов (ППЛО) метрополитена. В части ХнК предполагалась подготовка в 2014–2015 гг. двух ППЛО для участков: от ст. «Улица Новаторов» до ст. «Столбово» и от ст. «Улица Новаторов» до ст. «Деловой центр». На первом участке появляется 7-я станция: «Славянский мир» между ст. «Улица Генерала Тюленева» и ст. «Мамыри». На втором участке остаются три промежуточные станции.

В марте 2015 г. было впервые озвучено о проектировании на линии ещё одной, 8-й станции, южнее «Столбова» — ст. «Сосенки». Эта станция должна стать пересадочной на Сокольническую линию, на участке продления за ст. «Саларьево». Уже в апреле появляется схема развития метро на дальнюю перспективу, где анонсируется продление линии и за ст. «Сосенки» первоначально на две станции, а в дальнейшем ещё на три — до г. Троицк. При этом на ст. «Деловой центр» линия через строящийся в настоящее время участок ТПК «Деловой центр» — «Шелепиха» (соответственно, отходящий в перспективе ХнК) будет соединяться с перспективным Рублёвским радиусом до Рублёва-Архангельского, образовывая с ним единую Рублёво-Коммунаровскую линию.

30 сентября 2015 г. была принята адресная инвестиционная программа, в которой указан ввод в эксплуатацию линии от ст. «Улица Новаторов» до ст. «Коммунарка» в 2020 г., а от ст. «Коммунарка» до ст. «Десна» — в 2024 г.

В ноябре 2015 г. Москомархитектурой был представлен проект внесения изменений в Генеральный план г. Москвы в части присоединённых территорий. На нём впервые появляется ещё более южная конечная ХнК — ст. «Красная Пахра». Всего на участке от «Улицы Новаторов» до «Красной Пахры» предполагается строительство 14 станций.

В начале 2016 г. Москомархитектурой была разработана новая перспективная концепция работы линии: теперь предполагается продлить линию от ст. «Улица Новаторов» не к ст. «Деловой центр», а на восток, через станции «Академическая», «ЗИЛ» и «Кожуховская» соединив её с Кожуховской линией.

В настоящий момент проектирование линии продолжается.

схема
Предыдущий проект трассировки Хорды на Коммунарку.
© НИиПИ Генплана Москвы, 2013 г.

Последнее обновление в апреле 2016 г.