МЕТРОСТРОЙ

Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород Новосибирск Самара Екатеринбург Казань Омск Челябинск Красноярск Другие города


Новости сайта

Новости

  • 03.11.2025
    Казань – На время проходки тоннелей Второй линии под тоннелями действующего метрополитена временно закрыт участок от ст. «Проспект Победы» до ст. «Дубравная».
  • 01.11.2025
    Москва – АО «Мосметрострой» начало проходку левого (западного) перегонного тоннеля на участке Арбатско-Покровской линии от оборотных тупиков за ст. «Щёлковская» до ст. «Гольяново». Проходка ведётся с помощью ТПМК Herrenknecht S-771 Галина.
  • 29.10.2025
    Санкт-Петербург – АО «Метрострой Северной Столицы» начало проходку рабочего ствола шахты № 846, расположенной в Московском районе, в округе Московская застава, на Кубинской улице. С помощью шахты № 846 будет вестись строительство ст. «Броневая» II очереди Красносельско-Калининской линии.
  • 20.10.2025
    Москва – АО «УРСТ» начало проходку левого (восточного) перегонного тоннеля на участке Троицкой линии от монтажной щитовой камеры, расположенной к югу от камеры съездов на соединительную ветвь в электродепо ТЧ-23 «Столбово», до ст. «Сосенки». Проходка ведётся с помощью ТПМК Herrenknecht S-798 Ольга.


Поиск




Знаете ли вы, что...

...в отличие от прочих старых метросистем в Нью-Йорке не так много подземных недействующих и заброшенных «станций-призраков», однако количество с лихвой компенсируется качеством: именно в Нью-Йорке есть сразу две такие станции, находящиеся на «петле», то есть кольце линии. Причём если первая и самая известная из них — «City Hall», знаменитая своей сохранившейся красочной отделкой, была закрыта ещё в канун 1946 года в связи с крайне низким пассажиропотоком: всего около 600 человек в день, то вторая — «South Ferry» — действовала вплоть до 16 марта 2009 г., когда вместо неё открылась новая станция. Но 30 октября 2012 г. новая станция была повреждена в результате сильнейшего наводнения, и старая станция «South Ferry» вновь вступила в строй.


«Светлана» вышла в «Тропарёво»

Тоннелепроходческий комплекс «Светлана», которым Мосметрострой семь месяцев вёл проходку левого перегона «Юго-Западная» – «Тропарёво», благополучно финишировал 28 мая. После демонтажа он «переедет» в монтажную камеру на строительную площадку №1, где его вновь смонтируют для проходки правого перегонного тоннеля и дадут новое имя…

За выходом щита на стройплощадке в Тропарёве наблюдали представители Стройкомплекса, работники Мосметростроя и журналисты. Ровно в полдень из тоннеля послышались гул и скрежет, нараставшие с каждой минутой… Так ТПМК «Херренкнехт» диаметром 5,5 м преодолевал последние метры проходки до демонтажной камеры… Позади – семь месяцев проходки и путь в 1363 метра. Вот под ногами зрителей задрожала земля – «бетонная пробка» на выходе из тоннеля покрылась трещинами. Трещины стали расти, отвалились первые гигантские куски бетона… Ещё немногим более получаса – и ротор ТПМК «Херренкнехт» показался уже на три четверти. «Светлана» замерла.

– Тоннелепроходческий комплекс передвигается при помощи гидравлических домкратов, – пояснил журналистам директор ООО «Тоннель-2001» Илья Геворгизов. – Он отталкивается от торцевой части колец обделки. Монтаж кольца длится примерно 40 минут. В течение суток «Светлана» выйдет на бетонное ложе в демонтажной камере.

Помимо выхода щита, произошли и другие приятные события. Заместитель начальника Управления обеспечения реализации программ строительства объектов метрополитена Стройкомплекса Москвы Виктор Кораблин наградил в лице директора Ильи Геворгизова коллектив ООО «Тоннель-2001», занявший второе место в Московском городском смотре-конкурсе на лучшую организацию в области охраны труда Почётной грамотой МГК территориальной организации профсоюза работников строительства и промышленности стройматериалов. Отдельным работникам «Тоннель-2001» за многолетний добросовестный труд и активное участие в программе строительства и развития Московского метрополитена вручили Почётные грамоты департамента градостроительной политики города Москвы.

Где вначале планировалось построить станцию «Тропарёво», почему от того проекта пришлось отказаться и каковы конструктивные особенности «Светланы», рассказал заместитель генерального директора, куратор строящегося участка Николай Брачков.

– При выборе места расположения новой станции возникли сложности, – сказал Николай Владимирович. – Вначале предполагалось разместить её на противоположной стороне Ленинского проспекта, в 30–40 метрах от жилых домов. Однако, очевидно, что при таких условиях работать круглосуточно невозможно. Дополнительных финансовых затрат – около 1 млрд. 200 тыс. рублей – потребовала бы и перекладка многочисленных инженерных коммуникаций. Заказчиком было принято решение строить станцию «Тропарёво» здесь, в природоохранном комплексе. После завершения строительства планируется компенсационное озеленение – восстановление парка.

Илья Геворгизов, директор ООО «Тоннель-2001»:

– Вы узнали что-то новое о возможностях «Светланы»?

– Это уникальный в своём роде тоннелепроходческий комплекс. Сейчас – единственный в России ТПМК с гидропригрузом. Давление в забойной камере создаётся за счёт поступающего по одной из двух труб системы гидротранспорта бентонитового раствора. По другой трубе в сепарационную станцию выводится смесь грунта с бентонитом, поэтому в тоннеле настолько чисто, что хоть в домашней обуви можно ходить. «Светлана» эффективно работает в сложнейших гидрогеологических условиях. Мы заметили, что в обводнённых песках скорость проходки оказалась самой высокой – 14,5 метров за сутки. Тогда как пласты плотной глины щит преодолел с трудом. В среднем «Светлана» продвигалась со скоростью 8–9 метров в сутки.

– Проектно-сметная документация поступала уже во время проходки. «Работа с колес» стала дополнительной сложностью?

– Мы были к этому готовы. Трудно предугадать заранее, как пойдёт щит в тех или иных геологических условиях. Вначале двигались почти вслепую. Проектная документация составлялась на основе результатов наблюдений наших специалистов, ведущих проходку. Кадры у нас квалифицированные, поэтому на поверхность ТПМК вышел в запланированные сроки – день в день.

– Сколько человек сооружало левый перегонный тоннель?

– Всего 150 сотрудников, включая работников сепарационной станции и обслуживающий персонал. В забойной камере ТПМК работала кессонная служба – сейчас, наверное, единственная в Москве.

– Какой опыт приобретён на этом объекте?

– Мы впервые прошли 600 м под оживлённой магистралью – проспектом Вернадского. Трассу не перекрывали, ответственность на нас лежала колоссальная: избежать даже самых незначительных просадок поверхности. Это удалось благодаря тому, что при проходке неустойчивых пород в забое «Светланы» поддерживалось давление в 1,5–2 атмосферы.

Заместитель директора по производству ООО «Тоннель-2001» Александр Войченко:

– Левый тоннель от «Юго-Западной» до «Тропарёво» пройден безаварийно. Поломок не было вообще?

– Были незначительные, которые требовали выхода специальной бригады в кессон. Но они не повлияли на темп проходки. Любая машина время от времени «болеет», нуждается в ремонте. Мы заранее заказали в Германии запасные детали для ТПМК «Херренкнехт», так что проблем не возникло.

– Как «Светлану» звали раньше и какие объекты она успела построить?

– Этот щит был заказан в Германии для строительства Серебряноборских тоннелей. На сооружении полуторакилометрового сервисного тоннеля под Серебряным Бором его «окрестили» Анной, а на перегоне «Шипиловская» – «Борисово» он звался Верой... Сегодня завершилась пятая проходка нашего ТПМК, и сложно припомнить все прежние имена… А «Светланой» он стал на перегоне «Красногвардейская» – «Алма-Атинская». Вероятно, на следующем объекте – правом тоннеле от «Юго-Западной» до «Тропарёво» – щит получит новое имя.

– Через пару месяцев, 1 августа, ТПМК «Херренкнехт» стартует для проходки второго тоннеля. Какие-то трудности ожидаются?

– Пока никаких. Геология известна, коллектив останется прежним. Все «бойцы» испытанные: для большинства это будет уже третья–шестая проходка с этим комплексом. Думаю, с поставленной задачей – завершить строительство правого тоннеля на перегоне «Юго-Западная» – «Тропарёво» до февраля 2014 года, успешно справимся.

Кристина Татарова

14 июня 2013 г.

Газета «Метростроевец» № 11, 2013 г.