МЕТРОСТРОЙ

Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород Новосибирск Самара Екатеринбург Казань Омск Челябинск Красноярск Другие города


Новости сайта

Новости

  • 20.10.2025
    Москва – АО «УРСТ» начало проходку левого (восточного) перегонного тоннеля на участке Троицкой линии от монтажной щитовой камеры, расположенной к югу от камеры съездов на соединительную ветвь в электродепо ТЧ-23 «Столбово», до ст. «Сосенки». Проходка ведётся с помощью ТПМК Herrenknecht S-798 Ольга.
  • 16.10.2025
    Новосибирск – На Ленинскую линию вышел первый 5-вагонный состав из вагонов 81-725.3/726.3/727.3 «Ермак» производства АО «Метровагонмаш».
  • 14.10.2025
    Санкт-Петербург – АО «Метрострой Северной Столицы» начало проходку левого (западного) перегонного тоннеля Красносельско-Калининской линии от подземной монтажной щитовой камеры шахты № 852, сооружённой на трассе линии в 200 м к югу от будущей ст. «Каретная» (ПК373+91,50), до ст. «Заставская». Проходка ведётся с помощью нового ТПМК отечественного производства (производитель – Обуховский завод) КТПМ-5,63 Вера. Станцию «Боровая» по плану щит должен пройти транзитом.
  • 13.09.2025
    Москва – В 15:45 первый поезд с пассажирами отправился от ст. «Новаторская» до ст. «ЗИЛ». В эксплуатацию пущена II очередь Троицкой линии Московского метро с 4 станциями: «Вавиловская», «Академическая», «Крымская» и «ЗИЛ». На ст. «Вавиловская» открыты оба вестибюля и все лестничные сходы за исключением схода № 3 на западную сторону Ленинского пр. На ст. «Академическая» пересадка на одноимённую станцию Калужско-Рижской линии осуществляется по улице, открыты оба вестибюля, однако без выходов на южную сторону ул. Дмитрия Ульянова. На ст. «ЗИЛ» открыт только юго-западный вестибюль с выходом к парку Тюфелева роща. Пересадка на одноимённую станцию МЦК осуществляется по улице. Общее количество станций возросло до 275, при этом количество действующих станций (с учётом закрытых станций: «Деловой центр» будущей Рублёво-Архангельской линии и «Шелепиха») составляет 273.


Поиск




Знаете ли вы, что...

...строительство наземного вестибюля станции «Арбатская» Филёвской линии Московского метро в 1934 году велось не на открытом воздухе: вестибюль находился внутри здания крытого Арбатского рынка. Перед открытием первой очереди метро часть рынка, прилегающая к Арбатской площади, была снесена, и вестибюль оказался посреди площади. Окончательно здание рынка было уничтожено в войну во время авианалёта, а с постройкой нового здания Министерства Обороны эта часть площади изменилась неузнаваемо.


До и после 100-го кольца

К середине мая проходчики участка Юрия Остапенко из СМУ-5, ведущие проходку наклонного хода к новой станции «Петровско-Разумовская», смонтировали в нём 100-е кольцо чугунной обделки. Всего же их потребуется 149. Значит, две трети подземного пути остались позади. Нельзя сказать, что они дались просто. В разные моменты сюрпризы преподносили то техника, то кадры, то недра…

На техническом вооружении участка находится блокоукладчик, изготовленный на Метромаше несколько лет назад.

– Мы его получили от СМУ-8, – рассказал мне Юрий Остапенко. – Немного подремонтировали. Затем сюда приезжали специалисты из УММ и помогли отрегулировать основные системы – там ведь теперь и электроника есть. Облегчая в целом труд машиниста, она иногда создаёт проблемы. Например, с джойстиком, который управляет укладчиком. Оперативно найти решение в том случае помогло личное участие главного механика Мосметростроя Михаила Ивановича Маслова. Спасибо ему: он быстро связался с изготовителями и контролировал ситуацию до конца.

Вступивший в беседу потомственный метростроевец, механик участка Роман Приймич добавил, что добрых слов заслуживает и известный на всё СМУ-5 универсальный специалист – машинист тоннелепроходческого комплекса Валерий Поснов, наладивший в наклоне гидравлику блокоукладчика.

Кадровые особенности таковы: машинисты блокоукладчика на участке свои – проходчиками командует сквозной бригадир Виктор Чемерикин, вот уже четверть века строящий столичное метро. Здешний наклонный ход – третий в его биографии. Но на предыдущем (на «Сретенском бульваре») он был обычным бригадиром, а теперь отвечает за все смены. Его прежнюю бригаду теперь возглавляет Максим Годияк, над которым Чемерикин взял шефство. Примерно так же, как когда-то – во время строительства «Чеховской» – ему самому помогал освоиться в тоннелях знаменитый бригадир-орденоносец Равиль Нугаев.

– Максиму я могу полностью доверять, – делится своими соображениями Чемерикин. – Подтягивается к нужному уровню и бригада Вадима Холода, хотя в ней преобладают новички. Новички, конечно, бывают разные. Взять Алексея Лизунова. Его деда, тоже Алексея Лизунова, хорошо помнят у нас в СМУ-5 как отличного проходчика. Ну и внук старается на него походить.

Вообще-то сквозной бригадир согласен с широко распространённым мнением, что для нормального становления надежного подземщика требуется не менее трёх, а то и пяти лет. При этом, надо полагать, имеется в виду, что за такой срок человек может на нескольких разных объектах набраться опыта. Но, с другой стороны, может быть, проходку наклона стоит учитывать с каким-нибудь повышающим коэффициентом?

К тому же основные трудности на проходке эскалаторного тоннеля новой «Петровско-Разумовской» вызваны не самим его наклонным направлением, а неблагоприятными гидрогеологическими условиями, а говоря конкретнее – очень сильным водопритоком из пластов известняка.

– На первых порах ничего особенного здесь не ожидалось, – вспоминает механик Роман Приймич. – Применяя буровзрывной способ, мы по наклону продвигались со скоростью до 14 колец в месяц. Конечно, было известно, что впереди нас ожидает водонасыщенный известняк. Соответственно, был налажен первичный водоотлив. Обычный насос потихоньку качал воду из забоя в перекачной бак, а оттуда её выдавали на поверхность. Но когда пошла серьёзная вода, такая схема перестала справляться. Водоприток образовался очень мощный – более 150 кубов в час, порой до 200, вода била со всех сторон, но особенно сильно – с левого бока тоннеля. Возникла опасность затопления наклона. Пришлось резко усиливать водоотлив. Теперь у нас работают 4 центробежных насоса мощностью по 100 кубов. Столько и магистралей проложено.

Судя по нынешней ситуации, запас мощностей оказался не лишним. Во-первых, постоянно возрастает высота столба, который нужно преодолевать для выдачи воды из наклона. Во-вторых, пройдя небольшой водоупорный слой глины, проходчики снова вошли в водоносный известняк. Значит, суммарный водоприток усилился.

– После очередного взрыва в забое снизу, от лотка, через полуметровую толщу воды пробивалось ещё что-то вроде гейзера, – делится наблюдениям Приймич.

В таких условиях вся система водооткачки должна действовать очень надежно, без сбоев. По мнению механика бригада слесарей Владимира Гапоненкова и бригада электриков Анатолия Демьяненко со своими задачами справляются. В наклоне обеспечивается круглосуточная работа, без выходных и праздников – подземная стихия ни себе, ни другим передышек не даёт.

И проходчики в таком напряжённом режиме продолжают пробиваться через известняк вперёд и вниз. Целые смены проводят в прорезиненной спецодежде, отчего она запасена в двух комплектах: пока в одном люди работают, второй – просыхает. По объективным причинам, цикл разработки породы под очередное кольцо существенно удлинился. Например, только на зарядку шпуров взрывникам требуется до полутора часов. Немало времени отнимает и откачка воды до приемлемого уровня. Поэтому общая скорость проходки снизилась до 8-9 колец в месяц…

По прикидкам инженеров, в этих условиях придётся собирать ещё около 30 колец. Те, кто доведёт наклон до веерной части, с полным основанием смогут сказать, что прошли через одно из самых серьёзных испытаний, которые припасли метростроевцам московские недра.

Юрий Петрунин

31 мая 2013 г.

Газета «Метростроевец» № 10, 2013 г.