МЕТРОСТРОЙ

Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород Новосибирск Самара Екатеринбург Казань Омск Челябинск Красноярск Другие города


Новости сайта

Новости

  • 07.12.2021
    Москва – В 17:20 первый поезд с пассажирами отправился от ст. «Мнёвники» до ст. «Каховская». Пущен в эксплуатацию участок Большой кольцевой линии с 9 новыми станциями Московского метро: «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также закрытой 30 марта 2019 г. на реконструкцию ст. «Каховская». Станция «Зюзино» стала 250-й станцией Московского метро, при этом количество действующих станций (без учёта временно закрытой ст. «Рижская», но с учётом остающейся закрытой на реконструкцию ст. «Варшавская») составило 249. Работают все пересадки: на Филёвскую, Арбатско-Покровскую, Солнцевскую, Сокольническую, Калужско-Рижскую и Серпуховско-Тимирязевскую линии, а также прямая пересадка на открытую с началом утреннего движения электропоездов пл. Аминьевская Киевского направления железной дороги. На станции «Каховская» действует только восточный вестибюль. Линию начало обслуживать электродепо ТЧ-7 «Замоскворецкое» с помощью 8-вагонных составов 81-775/776/777 «Москва-2020». Сохраняется маршрутное движение с двумя маршрутами: «Савёловская» — «Хорошёвская» — «Деловой центр» и «Савёловская» — «Хорошёвская» — «Каховская».
  • 01.04.2021
    Москва – В 11:27 первый поезд с пассажирами отправился от ст. «Хорошёвская» до ст. «Мнёвники». Пущен в эксплуатацию участок Большой кольцевой линии с 240-й и 241-й станциями Московского метро: «Народное Ополчение» и «Мнёвники». На Большой кольцевой линии введено маршрутное движение с двумя маршрутами: «Савёловская» — «Хорошёвская» — «Деловой центр» и «Савёловская» — «Хорошёвская» — «Мнёвники».
  • 31.12.2020
    Москва – В 11:45 первый поезд с пассажирами отправился от ст. «Электрозаводская» Некрасовской линии. В эксплуатацию пущен участок Некрасовской линии «Лефортово» — «Электрозаводская». «Электрозаводская» стала 239-й станцией Московского метро, при этом количество действующих станций (без учёта временно закрытых станций «Арбатская» Арбатско-Покровской линии и «Рижская», но с учётом закрытых на полную реконструкцию станций «Каховская» и «Варшавская») составило 237. Станция открыта без пересадки на одноимённую станцию Арбатско-Покровской линии.
  • 22.12.2020
    Москва – С началом утреннего движения вновь открылся временно закрытый с 12 декабря участок Большой кольцевой линии от ст. «ЦСКА» до ст. «Деловой центр». Впервые заработала пересадка между двумя станциями «Деловой центр» Большой кольцевой и Солнцевской линий.


Поиск




Знаете ли вы, что...

...привычная схема оплаты проезда в любом советском метро в виде опускаемой в турникет пятикопеечной монеты действовала с 1961 по 1991 годы, однако подобная же схема существовала гораздо раньше в Нью-Йоркском метро: стоимость проезда в нём составляла ровно 5 центов с 1904 по 1948 гг. И если вначале в Нью-Йоркском «сабвее» работали и кассиры, и билетные контролёры, то с 20-х гг. были внедрены автоматические турникеты, для прохода через которые надо было бросить внутрь упомянутый пятачок или «никель», как называют эту монету американцы.


До и после 100-го кольца

К середине мая проходчики участка Юрия Остапенко из СМУ-5, ведущие проходку наклонного хода к новой станции «Петровско-Разумовская», смонтировали в нём 100-е кольцо чугунной обделки. Всего же их потребуется 149. Значит, две трети подземного пути остались позади. Нельзя сказать, что они дались просто. В разные моменты сюрпризы преподносили то техника, то кадры, то недра…

На техническом вооружении участка находится блокоукладчик, изготовленный на Метромаше несколько лет назад.

– Мы его получили от СМУ-8, – рассказал мне Юрий Остапенко. – Немного подремонтировали. Затем сюда приезжали специалисты из УММ и помогли отрегулировать основные системы – там ведь теперь и электроника есть. Облегчая в целом труд машиниста, она иногда создаёт проблемы. Например, с джойстиком, который управляет укладчиком. Оперативно найти решение в том случае помогло личное участие главного механика Мосметростроя Михаила Ивановича Маслова. Спасибо ему: он быстро связался с изготовителями и контролировал ситуацию до конца.

Вступивший в беседу потомственный метростроевец, механик участка Роман Приймич добавил, что добрых слов заслуживает и известный на всё СМУ-5 универсальный специалист – машинист тоннелепроходческого комплекса Валерий Поснов, наладивший в наклоне гидравлику блокоукладчика.

Кадровые особенности таковы: машинисты блокоукладчика на участке свои – проходчиками командует сквозной бригадир Виктор Чемерикин, вот уже четверть века строящий столичное метро. Здешний наклонный ход – третий в его биографии. Но на предыдущем (на «Сретенском бульваре») он был обычным бригадиром, а теперь отвечает за все смены. Его прежнюю бригаду теперь возглавляет Максим Годияк, над которым Чемерикин взял шефство. Примерно так же, как когда-то – во время строительства «Чеховской» – ему самому помогал освоиться в тоннелях знаменитый бригадир-орденоносец Равиль Нугаев.

– Максиму я могу полностью доверять, – делится своими соображениями Чемерикин. – Подтягивается к нужному уровню и бригада Вадима Холода, хотя в ней преобладают новички. Новички, конечно, бывают разные. Взять Алексея Лизунова. Его деда, тоже Алексея Лизунова, хорошо помнят у нас в СМУ-5 как отличного проходчика. Ну и внук старается на него походить.

Вообще-то сквозной бригадир согласен с широко распространённым мнением, что для нормального становления надежного подземщика требуется не менее трёх, а то и пяти лет. При этом, надо полагать, имеется в виду, что за такой срок человек может на нескольких разных объектах набраться опыта. Но, с другой стороны, может быть, проходку наклона стоит учитывать с каким-нибудь повышающим коэффициентом?

К тому же основные трудности на проходке эскалаторного тоннеля новой «Петровско-Разумовской» вызваны не самим его наклонным направлением, а неблагоприятными гидрогеологическими условиями, а говоря конкретнее – очень сильным водопритоком из пластов известняка.

– На первых порах ничего особенного здесь не ожидалось, – вспоминает механик Роман Приймич. – Применяя буровзрывной способ, мы по наклону продвигались со скоростью до 14 колец в месяц. Конечно, было известно, что впереди нас ожидает водонасыщенный известняк. Соответственно, был налажен первичный водоотлив. Обычный насос потихоньку качал воду из забоя в перекачной бак, а оттуда её выдавали на поверхность. Но когда пошла серьёзная вода, такая схема перестала справляться. Водоприток образовался очень мощный – более 150 кубов в час, порой до 200, вода била со всех сторон, но особенно сильно – с левого бока тоннеля. Возникла опасность затопления наклона. Пришлось резко усиливать водоотлив. Теперь у нас работают 4 центробежных насоса мощностью по 100 кубов. Столько и магистралей проложено.

Судя по нынешней ситуации, запас мощностей оказался не лишним. Во-первых, постоянно возрастает высота столба, который нужно преодолевать для выдачи воды из наклона. Во-вторых, пройдя небольшой водоупорный слой глины, проходчики снова вошли в водоносный известняк. Значит, суммарный водоприток усилился.

– После очередного взрыва в забое снизу, от лотка, через полуметровую толщу воды пробивалось ещё что-то вроде гейзера, – делится наблюдениям Приймич.

В таких условиях вся система водооткачки должна действовать очень надежно, без сбоев. По мнению механика бригада слесарей Владимира Гапоненкова и бригада электриков Анатолия Демьяненко со своими задачами справляются. В наклоне обеспечивается круглосуточная работа, без выходных и праздников – подземная стихия ни себе, ни другим передышек не даёт.

И проходчики в таком напряжённом режиме продолжают пробиваться через известняк вперёд и вниз. Целые смены проводят в прорезиненной спецодежде, отчего она запасена в двух комплектах: пока в одном люди работают, второй – просыхает. По объективным причинам, цикл разработки породы под очередное кольцо существенно удлинился. Например, только на зарядку шпуров взрывникам требуется до полутора часов. Немало времени отнимает и откачка воды до приемлемого уровня. Поэтому общая скорость проходки снизилась до 8-9 колец в месяц…

По прикидкам инженеров, в этих условиях придётся собирать ещё около 30 колец. Те, кто доведёт наклон до веерной части, с полным основанием смогут сказать, что прошли через одно из самых серьёзных испытаний, которые припасли метростроевцам московские недра.

Юрий Петрунин

31 мая 2013 г.

Газета «Метростроевец» № 10, 2013 г.