МЕТРОСТРОЙ

Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород Новосибирск Самара Екатеринбург Казань Омск Челябинск Красноярск Другие города


Новости сайта

Новости

  • 13.07.2024
    Санкт-Петербург – После 20 с лишним месяцев реконструкции открылась ст. «Чернышевская» Кировско-Выборгской линии. На станции силами АО «Метрострой северной столицы» капитально отремонтированы вестибюль и наклонный ход с заменой 3 ниток эскалаторов первой модели ЛТ-1 на 4 узкобалюстрадных машины модели КТП-V. «Чернышевская» стала второй станцией Петербургского метро, количество эскалаторов на которой было увеличено в процессе ремонта.
  • 03.07.2024
    Москва – Постановлением Правительства Москвы № 1488-ПП ст. «Коммунарка» Сокольнической линии присвоено новое наименование — «Новомосковская». Одновременно название «Новомосковская» получила строящаяся пересадочная ст. «Коммунарка» Троицкой линии, а строящейся ст. «Бачуринская» той же линии, в свою очередь, возвращено её проектное наименование — «Коммунарка».
  • 22.06.2024
    Москва – Закрыт участок Большой кольцевой линии на ответвлении от ст. «Хорошёвская» до ст. «Деловой центр» со станциями: «Шелепиха» и «Деловой центр». Количество действующих станций Московского метро сократилось до 261. Прекратил работу маршрут «Савёловская» – «Деловой центр». На Большой кольцевой линии движение поездов осуществляется только по кольцу в обе стороны. Закрытие станций вызвано тем, что при сдаче в эксплуатацию первой очереди Большой кольцевой линии от ст. «Деловой центр» до ст. «Петровский парк» не были выполнены плановые работы по сооружению камеры съездов на II (восточном) пути перегона «Шелепиха» – «Хорошёвская». Строительство камеры съездов необходимо для запуска первой очереди Рублёво-Архангельской линии до ст. «Бульвар Генерала Карбышева», в состав которой и войдут закрытые станции «Шелепиха» и «Деловой центр».
  • 18.06.2024
    Москва – По I пути пускового участка Троицкой линии от ст. «Новаторская» до ст. «Тютчевская» и по соединительной ветви между Большой кольцевой и Троицкой линиями прошёл габаритный вагон.


Поиск




Знаете ли вы, что...

...обозначенные на современных схемах и табличках лишь по цветам и номерам линии Петербургского метро имеют и имена собственные. Так Линия 1 носит название Кировско-Выборгская, 2 — Московско-Петроградская, 3 — Невско-Василеостровская, 4 — Правобережная, а новая 5-я линия — Фрунзенско-Приморская. А в документах, описывающих проектируемые и перспективные линии, используются только их названия, например Красносельско-Калининская и Адмиралтейско-Охтинская.


Будни и праздники проходки

На стройплощадке СМУ-5 рядом с наземным павильоном действующей станции «Петровско-Разумовская» идёт активная работа по сооружению новой одноимённой станции. В последние дни ноября, на стыке сезонов, там произошло сразу несколько значимых событий. И самое, пожалуй, долгожданное из них – сбойка с натяжной камерой в наклоне №2, который строит участок Юрия Дмитриевича Остапенко.

Поздравительный плакат по этому поводу сегодня украшает стену одной из здешних бытовок. Несколькими месяцами ранее там же можно было видеть поздравления в адрес проходчиков участка Виктора Петровича Острикова, работающих непосредственно на 915-й шахте. Они сначала финишировали в левом станционном тоннеле новой «Петровско-Разумовской», а потом и в правом. Но и недавно там тоже состоялось несколько достопамятных событий. Во-первых, с той же натяжной камерой наклона №2, но уже со стороны станционной комплекса, сбились бригады, которые вели проходку верхней, сводовой половины среднего зала. Во-вторых, субподрядчики из Транстоннельстроя, много лет уже взаимодействующие со СМУ-5, завершили проходку ТПП и сбились с венткамерой №2, пройденной силами СМУ-10 ещё в прошлом году. И, наконец, третья новость – начаты работы по строительству пересадки между двумя «Петровско-Разумовскими». Причём, ведутся они сразу с двух сторон – с действующей и со строящейся станции.

Провести сотрудников редакции по местам этих важных событий Виктор Петрович Остриков поручил горному мастера Александру Дрогобиту. И тот от руддвора повёл нас прежде всего в сторону натяжной камеры – к месту работы бригады Анатолия Жегульского.

Там всё теперь разворачивается ниже уровня горизонтального диаметра. На самой нижней точке стоит мини-экскаватор БРОКК, а вокруг него куски отбитой породы, обломки бетонных конструкций. Но самое главное – замечательный вид на натяжную камеру, а за ней – на наклон, с нависшим над забоем укладчиком, с мелькающими фигурами проходчиков. И оттуда в шахту напрямую проникает с поверхности зимний воздух.

И хотя сбойка состоялась, но перейти из одного забоя в другой пока проблематично, да и нужды нет. В наклоне дорабатывают веерную часть, монтируя завершающие полукольца. А в среднем зале, прежде чем широким фронтом брать породу до обратного свода, надо ещё разбить до конца остатки пилотных штолен, через которые велась проходка натяжной камеры.

Кроме бригады Анатолия Жегульского в другие смены в северной части среднего зала трудятся также бригады Александра Корсакова, Феликса Николаева и Анатолия Полынова. Пока им для организации отгрузки породы и обломков бетона хватает одной тельферной балки, заведённой из правого станционного тоннеля в средний. Но когда проходчики станут продвигаться от проёма №1 в сторону натяжной камеры, будет смонтирована ещё одна такая балка, но уже не поперек, а вдоль среднего зала. Там же – в обратном своде – им предстоит устроить зумпф.

Такое сооружение уже есть в противоположном конце среднего станционного зала – около натяжной камеры №1. Значит, и обратный свод там успели разработать. Это дело рук четырёх проходческих бригад – Ивана Грибанова, Александра Мягкохлеба, Олега Буслаева и Юрия Слепченко. Первые две бригадирских фамилии давно вписаны в летопись трудовых свершений СМУ-5.

Например, Мягкохлеб пришёл в коллектив без малого четверть века тому назад – к началу строительства станции «Чкаловская». Бригадир причисляет себя к «старослужащим» – в бригаде больше никого с подобным ему стажем нет.

– Я один остался, – не без грусти отмечает Александр. – Остальные – новички. Собрались из разных мест. Есть ростовчане, туляки, даже дагестанцы. Шахтёры быстрее других втягиваются в наше дело, но вообще-то всё зависит от желания человека. Взять Михаила Папшева – он быстро сумел освоить БРОКК. Я на него всегда могу рассчитывать.

С конца первой декады декабря все четыре бригады переключились на пересадочные ходки диаметром 4 метра. Слесари и плотники подготовили им рабочее место: в левом станционном тоннеле строящейся «Петровско-Разумовской» под сводом устроены леса со сплошным настилом. Проходка ведётся с помощью отбойных молотков. С противоположной стороны, на действующей станции, пока заняты только слесари из бригады Николая Ермакова. Они устроили выгородку на платформе, снимают зонты. В их распоряжении только ночные «окна».

Помимо четырёх 17-метровых пересадочных ходков, самый значительный незавершённый объём проходки остаётся в северной части среднего зала. Там, монтируя обратный свод, продвигается вперёд субподрядный участок Вадима Егоровича Дядищева из СМУ-13. Но и СМУ-5 ещё скажет своё слово. Начальник участка Виктор Петрович Остриков делится планами на ближайшие недели:

– Когда бригады дойдут по обратному своду до натяжной камеры №2 и оформят там сопряжение, они развернутся на 180 градусов и двинутся навстречу СМУ-13. Такой вариант организации работ позволит нам справиться с проходкой к новогоднему празднику.

…В тот же день мы побывали и на другом участке СМУ-5 – у Юрия Дмитриевича Остапенко. Наученные недавним горьким опытом затопления наклона, о сроках здесь предпочитают не говорить. Хотя неприятный сюрприз здесь уже маловероятен – всё-таки сбойка состоялась. При нас в забой приехали на скиповой платформе два тюбинга для 146-го кольца, которых всего должно быть 149. К тому же последними монтируются далеко не полные кольца веерной части наклона.

Бригадир проходчиков Виктор Сергеевич Чемерикин ни в воспоминания, ни в прогнозы не пускался. Просто констатировал факты:

– Этот наклон был тяжёлым. Уж очень много воды. Но мы всё-таки его прошли.

Из бригады Чемерикин первым отметил Максима Годияка, который замещал его в те месяцы, когда Виктор Сергеевич работал сквозным бригадиром. Кстати, и теперь Максим взял на себя «бразды правления», пока Виктор Сергеевич был занят беседой.

К числу наиболее опытных членов бригады он отнёс ещё Марата Садыкова, Андрея Лисенкова, Сергея Белевитина. Новички к ним подтягиваются, стараются перенимать рабочие приёмы старших. И, главное, что никто не дрогнул в самые напряжённые дни.

А дать слабину на этом наклоне было от чего. Мы застали лишь остаточные проявления прежнего водопритока, и то впечатлений хватило надолго. Примерно после сотого кольца попадаешь не под капёж, а под тропический ливень: на протяжении двух-трёх десятков ступеней по каске хлещут водные жгуты. То же самое – и на пути обратно.

Как сказал Ю.Д. Остапенко, борьба с водой всё ещё продолжается, хотя основной напор отбит.

– Промежуток между обделкой и породой забивали всем, чем могли – досками, стружкой, паклей, – пояснил он. – Испробовали многое и смогли продолжить проходку, сократив водоприток от 350 кубов в час до 80. Работать, конечно, всё равно приходится в прорезиненных костюмах. Сушим их даже во время обеденного перерыва и, само собой, после смены. Считаю, что ещё повезло с незимней погодой – выходить на мороз в мокром было бы просто опасно. А проходчики – молодцы, выдержали. Кроме чемерикинской, у нас ещё бригады Вадима Холода, Сергея Усанина и Табалды Мамбеталиева. Механическая служба тоже справлялась со своими задачами. Насосам-то досталось. У них из-за примеси песка в воде даже «улитки» снашивались. Наладили их восстановление здесь же, на стройплощадке. Механик участка Роман Приймич смог, наконец, пойти в отпуск. Его замещает Андрей Бирюков, молодой растущий специалист. По наклону, как только оформим сопряжение с натяжной камерой, основные силы направим на чеканку. И по-прежнему будем пользоваться скипом. А когда дело дойдёт до лотка и боковых фундаментов, станем получать через шахту бетон.

Значит, два объекта строящейся Петровско-Разумовской станут взаимодействовать как одно целое.

Юрий Петрунин

13 декабря 2013 г.

Газета «Метростроевец» № 34, 2013 г.