МЕТРОСТРОЙ

Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород Новосибирск Самара Екатеринбург Казань Омск Челябинск Красноярск Другие города


Новости сайта

Новости

  • 11.03.2024
    Москва – В 13:12 из электродепо ТЧ-2 «Сокол» на ст. «Сокол» был выдан первый 8-вагонный состав из вагонов «Москва-2024» (81-775.2, 81-776.2, 81-777.2) для регулярной эксплуатации на Замоскворецкой линии. Начало работы нового поезда в Московского метро одновременно прервало 35-летний период для Замоскворецкой линии, на которой с 1989 по 2024 гг. использовались только «номерные» поезда из вагонов модификаций 81-717, 81-714.
  • 27.02.2024
    Москва – АО «Объединение „ИНГЕОКОМ“» завершило проходку левого (северного) перегонного тоннеля на участке Троицкой линии от ст. «ЗИЛ» до ст. «Крымская». Проходка велась с помощью ТПМК Robbins EPB-2110-365 София.
  • 31.01.2024
    Нижний Новгород – ГК «Моспроект-3» начала проходку правого (южного) перегонного тоннеля Автозаводской линии от ст. «Сенная» до ст. «Площадь Свободы». Проходка ведётся с помощью ТПМК Herrenknecht Владимир.
  • 30.01.2024
    Санкт-Петербург – После завершения работ по ремонту эскалаторов, наземного вестибюля, наклонного хода и освещения вновь открыта ст. «Ладожская» Правобережной линии.


Поиск




Знаете ли вы, что...

...несмотря на то, что на одной сети метро иногда встречаются одинаковые названия у непересадочных станций (самый близкий пример — две «Арбатских» и две «Смоленских» в Москве), и, особенно, этим славится Нью-Йоркский метрополитен, в том же Нью-Йорке существует и совершенно уникальный пример: так на двух соседних линиях в Бруклине есть станции «Беверли-роуд», имеющие выходы на одну и ту же улицу, соответственно, Беверли-роуд. Вот только в оригинале эти станции имеют не одинаковое, а разные названия. В одном случае пишется Beverly Road, а во втором — Beverley Road. Причиной тому является причудливо сохранённое исторически разное написание названия в разное время.


Метро, которое мы построим

В русском менталитете, похоже, навечно залегла покорность к указам из центра, поэтому фраза «бороться за метро» звучит непривычно и странно. Мы моментально отгораживаемся кучей оправданий: «Как, мол, можно бороться, если всё уже решено...» Будет решено — это да. За тех, кто привык терпеть, всегда решают другие. Американцы, например, по любому, даже самому незначительному поводу начинают возмущаться: «Как, за наши кровные вон что вытворяют, а налогоплательщиков не спрашивают!» Так или иначе, но метро в Красноярске тоже строится на налоги, пусть и пропущенные через федеральный оборот. Почему бы красноярцам не занять более активную позицию? Как ни трудно в это поверить, но мы действительно способны повлиять на то, каким будет наше метро. Существует сразу несколько моментов, так сказать полей деятельности, на которых могут проявить активность жители города. Но, впрочем, всё по порядку...

Поле деятельности №1

Год 2001, пожалуй, можно назвать историческим в строительстве метро. Судите сами: решение о том, что Красноярск войдёт в четвёрку городов, где будет начато строительство метро, прозвучало ещё в советские времена. Затем — тишина... Проект был разработан спустя семь лет, в 1993 году. Ещё год ушёл на то, чтобы проект утвердили в Госстрое РФ. А 17 октября 1995 года был взят первый ковш грунта в районе ул. Копылова. Эту дату можно считать официальным началом строительства. Правда, сразу после этого «новорождённого» стали преследовать всяческие неприятности. Вместе с российской экономикой он перенёс ряд серьёзных болезней под экзотическими названиями «секвестр-97» и «дефолт-98». На 1 мая 2001 года федеральный бюджет всё ещё был должен Красноярскому метрополитену 30 миллионов 148 тысяч рублей. Финансирование 99-го года шло еле-еле, а деньги 2000 г. (около ста миллионов) вообще пришли в последний момент — в декабре. Вот и получается, что истинный день рождения состоялся в 2001 году, когда финансирование, наконец, пошло по графику, без задержек. Из 1 миллиарда 400 миллионов, отпущенных бюджетом РФ для строительства метро в стране, нам перепал 51 миллион. Ещё 40 миллионов выделил край. Плюс 40 миллионов отпущено в счёт реконструкции привокзальной площади. Кроме этого Красноярское метро может рассчитывать на дополнительные доходы, которые, согласно статье 71 Федерального закона «О федеральном бюджете», по решению местных законодательных органов могут использоваться на финансирование стройки. И вот тут мы сталкиваемся с полем деятельности № 1. Развернуться, правда, на нем способны пока только депутаты. Но это ведь наши депутаты! Раз нам нужно метро, значит, они просто обязаны отдать эти самые запланированные денежные средства. В конце концов, депутаты тоже Красноярску не чужие. Некоторые из них так же, как и мы, ездят по улицам в час пик. Знают, может быть, что быстрее добраться до Дивногорска, чем пересечь центр города в районе одиннадцати часов. Цифры говорят сами за себя. В ГИБДД (на май 2001 года) на учёте состоит 155 696 легковых автомобилей, 19 119 грузовых, 5429 автобусов. Всего получается 180 244 машины. Экологи утверждают, что ежегодно в атмосферу выбрасывается свыше 60 тонн отравляющих веществ. И эта цифра растёт год от года. Так что дополнительные доходы и утверждение бюджетных расходов для метро — это даже не вопрос, это насущная необходимость.На 2002 год Госстрой РФ запланировал выделить на развитие метро 37 миллионов в ценах 1991 года. Дефилятор (индекс инфляции), который предлагает Минэкономики, составляет 21,8. Итого 806,6 миллионов рублей. Из них 50% — край, 50% — Москва. Но сумма эта ещё должна утвердиться в Думе. И это тоже депутатское поле деятельности. По-хорошему, нашему метро, чтобы строиться без проволочек, необходимо в год 600 миллионов рублей, так что те 150, которые мы имеем в этом году, по сути - финансирование долгостроя.

Поле деятельности №2

По проекту наше метро включает в себя три линии. Первая свяжет Северо-Западный район и Зелёную рощу. Вторая линия — Злобинская — пройдёт через Енисей, соединяя станции «Дрокинская» и «Черёмушки». По третьей — Солонцовской — можно будет добраться из Ленинского района практически до Солнечного. Ну, до второй и третьей линий нам как до луны. А вот первая линия уже строится. На сегодняшний день в большей или меньшей степени освоено четыре строительные площадки. Во-первых, станция «Высотная» — на месте бывшего озера в Северо-Западном районе. В этом же году здесь планируется продолжить строительство ливневого коллектора и монтажной камеры для ТПК «Ловат» (канадская машина, без помощи которой немыслимо проходить очень сложные, обводнённые грунты). Вторая площадка — это вентиляционный ствол на станции «Улица Копылова» (пересечение улиц Копылова, Киренского и Волочаевской), который пройден до контрольной отметки и где сооружена монтажная камера для немеханизированного щита (подземный механизм в виде цилиндра диаметром 5,5 метра, с помощью которого прокладывают сам тоннель). В июне этот щит спустят под землю и начнут проходку тоннеля от ст. «Улица Копылова» до ст. «Высотная». Третья площадка — это станция «Вокзальная». В 99-м году ствол шахты был пройден до 18 метров, но на этом и остановились (угадайте, из-за недостатка чего...). В этом году 16 апреля закончили химическое закрепление специальным составом, чтобы подземные воды не мешали строительству, и прошли до отметки 40 метров. Четвёртая площадка — станция «Площадь Революции», которая прямиком выводит нас на поле деятельности № 2. Дело в том, что некие заинтересованные люди хотят вместо пяти станций первой очереди запустить только три, так называемый пусковой комплекс. То есть метро по этому плану свяжет железнодорожный вокзал и кинотеатр «Строитель». И всё. За исключением счастливчиков, живущих в Северо-Западном, а работающих в районе вокзала, больше такое метро никому не нужно! Опять поднята пресловутая экономия средств (три дешевле, чем пять), хотя если сесть и подсчитать, то эта экономия оказывается непомерно расточительной. Считайте сами: подготовительные работы на станции «Площадь Революции» завершены. Ствол пройден до отметки 80 метров, закончено оборудование строительной площадки. Консервация площадки (откачивание воды, вентиляция и т.д.) обходится в 160 тысяч рублей ежемесячно. Теперь умножьте это на двенадцать месяцев. А теперь на десять лет, потому что пуск второй очереди отстоит от первой не меньше, чем на десять лет. Сейчас ещё можно изменить это решение и запустить всё-таки пять станций, если, конечно, приложить некоторые усилия.

Поле деятельности №3

Попробуйте проанализировать свои автобусные скитания. Если для анализа взять территорию от кинотеатра «Строитель» и до вокзала, то узловые остановки здесь на ул. Робеспьера и горДК. Особенно горДК. И будут правы. Именно там пересечение основных городских маршрутов, там удобнее пересаживаться. Тогда почему там нет станции метро? Есть такая станция! Точнее, была в проекте, но в целях экономии её решили вычеркнуть. Пять дешевле, чем шесть, — это понятно даже безграмотной бабушке. Только ей не понятно, почему она (в жуткий мороз или жуткую жару, пусть даже в жуткий дождь), прежде чем удобно устроиться в метро, должна сначала тащиться до него (скорее всего, с сумками) пятнадцать минут. Пока ещё не спущен под землю щит для проходки тоннелей и не начаты работы, есть возможность изменить проект и внести в него удобную нам станцию. Нам не поможет заграница, но общественное мнение — это то, с чем приходится считаться даже московскому чиновнику.

Поле деятельности №4

Специалистов-метростроевцев собирали по всей стране. Уговорили городскую администрацию выделить квартиры. Обеспечили приличную зарплату. Но когда сократили финансирование, из 400 человек осталось только 220. Последние несколько лет явственно прослеживается динамика увеличения расходов на метро, пропорционально этому растёт потребность в рабочих и специалистах строительных и подземных профессий. Метростроевцев у нас в Красноярске не готовят. Только несколько лет назад академия цветных металлов и золота ввела новую специальность — горный мастер. На работу приходится принимать людей, которые ни разу не были под землей. Нужны газоэлектросварщики, электрослесари. Работа под землей имеет свою специфику — это не розетку в детском саду починить. Бригады под землей комплексные, и зачастую каждому приходится быть мастером на все руки. Вот оно и поле деятельности № 4 — специально для тех, кто чувствует в себе силы, достаточный профессионализм и горячее желание помочь родному метро. Метро — это не часть нашего гардероба или интерьер в нашей квартире, которые можно бесконечно переделывать, перестраивать, подбирая цвета и оттенки. Метро строится один раз и навсегда. Конечно, это дорого. Но раз уж мы осознали, что в миллионном городе потребность в метро огромна и решились-таки на столь масштабное строительство, то давайте построим его качественно и, по возможности, быстро. Задача эта нелёгкая, и решать её надобно всем вместе: и властям, и нам, простым красноярцам.

Ярослава Жигалова

8 июня 2001 г.

«Вечерний Красноярск» № 60