МЕТРОСТРОЙ

Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород Новосибирск Самара Екатеринбург Казань Омск Челябинск Красноярск Другие города


Новости сайта

Новости

  • 13.07.2024
    Санкт-Петербург – После 20 с лишним месяцев реконструкции открылась ст. «Чернышевская» Кировско-Выборгской линии. На станции силами АО «Метрострой северной столицы» капитально отремонтированы вестибюль и наклонный ход с заменой 3 ниток эскалаторов первой модели ЛТ-1 на 4 узкобалюстрадных машины модели КТП-V. «Чернышевская» стала второй станцией Петербургского метро, количество эскалаторов на которой было увеличено в процессе ремонта.
  • 03.07.2024
    Москва – Постановлением Правительства Москвы № 1488-ПП ст. «Коммунарка» Сокольнической линии присвоено новое наименование — «Новомосковская». Одновременно название «Новомосковская» получила строящаяся пересадочная ст. «Коммунарка» Троицкой линии, а строящейся ст. «Бачуринская» той же линии, в свою очередь, возвращено её проектное наименование — «Коммунарка».
  • 22.06.2024
    Москва – Закрыт участок Большой кольцевой линии на ответвлении от ст. «Хорошёвская» до ст. «Деловой центр» со станциями: «Шелепиха» и «Деловой центр». Количество действующих станций Московского метро сократилось до 261. Прекратил работу маршрут «Савёловская» – «Деловой центр». На Большой кольцевой линии движение поездов осуществляется только по кольцу в обе стороны. Закрытие станций вызвано тем, что при сдаче в эксплуатацию первой очереди Большой кольцевой линии от ст. «Деловой центр» до ст. «Петровский парк» не были выполнены плановые работы по сооружению камеры съездов на II (восточном) пути перегона «Шелепиха» – «Хорошёвская». Строительство камеры съездов необходимо для запуска первой очереди Рублёво-Архангельской линии до ст. «Бульвар Генерала Карбышева», в состав которой и войдут закрытые станции «Шелепиха» и «Деловой центр».
  • 18.06.2024
    Москва – По I пути пускового участка Троицкой линии от ст. «Новаторская» до ст. «Тютчевская» и по соединительной ветви между Большой кольцевой и Троицкой линиями прошёл габаритный вагон.


Поиск




Знаете ли вы, что...

...до 1979 г. на Невско-Василеостровской линии Ленинградского метро не было иных станций, кроме станций закрытого типа без посадочных платформ («горизонтальный лифт»). Таким образом, заступив на смену, машинист поезда в течение всего рабочего времени видел перед собой только тоннель.


Нерядовая проходка

В сложных условиях бригады метростроевцев ЗАО «Семнадцатое управление Метрострой» продолжают проходку Фрунзенской линии.

Начальник участка № 3 ЗАО «Семнадцатое управление Метрострой» Андрей Леонидович Шахов не стал распространяться о «сложностях текущего момента», а просто зачитал запись из геологического журнала: «установлено кольцо 1459. Характеристика участка проходки – без изменений. Порода слаботрещиноватая. Замерены мощности кварцевого песчаника: сводовая часть – 40 см, нижняя граница щита – 90 см, ниже горизонта – 60 см. По пройденной части отмечено сильное водопроявление, до струйного. Водоприток – 121 л. в час». Из записи дежурного геолога, сделанной по результатам ежедневного осмотра забоя шахты № 622, следует, что мощность слоя обводнённого песчаника сегодня достигает почти 2 м.

– Средняя скорость проходки 6 м в сутки. Это если не учитывать простои на ремонт. Чаю хочешь?

Идём по журналу.

– Вот смотри. Остановились на ремонт 5-го ноября, заменили практически 80% режущего органа. И что в итоге имеем сегодня, 7-го? Ничего. На данный момент нет ни резцов, ни скалывателей… За два дня всё стёрлось в ноль.

Щит останавливается, и начинается процесс «производства работ номер 680». Согласно инструкции, включается гидрокопир, он прорезает полметра породы, режущий орган отодвигается назад, в образовавшееся пространство через люк в режущем органе протискивается проходчик и по всей сводовой части у лба забоя заводит деревянную кровлю.

– Процесс, как ты понимаешь, небыстрый. Для крепления кровли в песчанике вырубается штроба, ну а песчаник ты видел, возьми на память.

Шахов протягивает кусок породы. Твёрдый, как осколок гранита.

– Вот. Ребята заводят кровлю, потом в призабойное пространство выходит слесарная группа и приступает к замене истёртых элементов. Одних резцов приходиться менять до ста штук.

За смену шесть слесарей меняют стертые элементы и устанавливают новые. Иногда на замену деталей уходит две полновесные смены.

За обделку поступает вода. Бороться с ней помогает сухая смесь Натлен-2, из которой готовят гидроизоляционную пасту. Протечки ликвидируют, нагнетая пасту в пространство за обделку. Такие работы требуют дополнительных материальных затрат, поэтому решение о гидроизоляции принимает специальная комиссия. Но, судя по интенсивности тока воды, гидроизоляционные работы в этих тоннелях потребуются обязательно. Если гидроизоляция не поможет, придётся устраивать дренажную систему: вода потечёт в дренаж по трубке, вставленной в стык обделки. Другое дело – станция. Здесь временную обделку демонтируют, расширят сечение тоннеля, и, если вода не уйдёт, будут приниматься самые серьёзные меры для полной ликвидации любых протечек, вплоть до перехода на чугунную обделку.

– В обводнённом песчанике придётся идти ещё как минимум 160 колец, а дальше как карта ляжет. Может быть, его будет меньше или вообще уйдет, или, наоборот, песчаника и воды будет больше, чем сейчас. Немного пониже, возможно, и прошли бы под песчаником. А так – попали в самый слой.

В направлении «Южной», станции мелкого заложения, трасса неизменно стремится к поверхности. Четыре проходческие бригады работают в забое по семь часов. Семь часов поработал, поменялся. День-ночь, сутки прочь. В каждой бригаде работает звено изолировщиков, дежурный электрослесарь, маркшейдерская группа и горный мастер. План щитовой проходки левого перегонного тоннеля – 110 колец. В октябре проходчики поставили 140.

– Для любой проходческой бригады смена на этой трассе – настоящий подвиг. Повышенная обводнённость, постоянная пыль, трудная порода, сложная геология. Работа только в противогазовом респираторе. Спасибо генеральному директору за то, что снабжает нас этими мощными и дорогими штуками. Проходчики не снимают их всю смену. Это нерядовая проходка, руководство понимает наши проблемы и объективно оценивает все сложности производственного процесса.

Маркшейдер участка Павел Сафронов:

– Геодезические замеры делаются на каждое кольцо, соответственно, на каждое кольцо даются указания для проходки: какие давать домкраты, рекомендации по включению и поворотам элеронов и т. д. Геодезической службе приходится ежесменно проверять положение оконтуривающего резца – механического копира, его целостность и рабочее состояние. Но главная проблема: очень большая запылённость. При определении местоположения щита приходится останавливать проходку и проветривать тоннель. Маркшейдер вынужден прибегать к дедовскому методу определения местоположения щита – с помощью двух световых сигналов щитовым прибором, т. к. электронный тахеометр «не пробивает» такую плотную пыль.

28 ноября 2012 г.

Газета «Метростроитель» № 11, 2012 г.