МЕТРОСТРОЙ

Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород Новосибирск Самара Екатеринбург Казань Омск Челябинск Красноярск Другие города


Новости сайта

Новости

  • 06.09.2023
    Москва – В 12:19 первый поезд с пассажирами отправился от ст. «Рассказовка» до ст. «Аэропорт Внуково». Пущен в эксплуатацию участок Солнцевской линии с 259-й и 260-й станциями Московского метро: «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково». Оборот поездов осуществляется по перекрёстному съезду на перегоне «Пыхтино» – «Аэропорт Внуково» с использованием обеих платформ ст. «Аэропорт Внуково» поочерёдно. На ст. «Рассказовка» сохраняется зонный оборот. Станция «Аэропорт Внуково» стала второй в истории советских и российских метрополитенов станцией, расположенной возле аэропорта.
  • 18.08.23
    Москва – По пусковому участку Солнцевской линии от ст. «Рассказовка» до ст. «Аэропорт Внуково» прошёл пробный поезд.
  • 01.03.23
    Москва – В 13:41 первый поезд с пассажирами отправился от ст. «Савёловская» Большой кольцевой линии по восточному полукольцу в сторону ст. «Каховская». Открылись 7 новых станций Московского метро: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар» и находившаяся на реконструкции ст. «Варшавская». Общее количество станций Московского метро возросло до 258. На Большой кольцевой линии движение осуществляется по двум маршрутам: по полному кольцу и от ст. «Савёловская» до ст. «Хорошёвская» и далее по ответвлению до ст. «Деловой центр». Заработали пересадки на радиальные линии метро на станциях «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники» и «Печатники». На ст. «Текстильщики» (как и на станциях «Электрозаводская» и «Авиамоторная») пересадка осуществляется с выходом в город и переходом из вестибюля в вестибюль. Станция «Каширская», ранее закрытая в связи с продолжающейся реконструкцией участка Замоскворецкой линии «Автозаводская» – «Орехово», вновь открыта для пассажиров в качестве станции Большой кольцевой линии.
  • 20.02.2023
    Москва – С началом утреннего движения поездов началось графиковое движение по всей Большой кольцевой линии. При этом на действующем участке от «Савёловской» через западное полукольцо до «Каховской» и на бывшем участке Некрасовской линии от «Нижегородской» до «Электрозаводской» движение осуществляется с пассажирами, а на пусковых участках «Каховская» – «Нижегородская» и «Электрозаводская» – «Савёловская» – резервом. Маршрут «Савёловская» – «Хорошёвская» – «Деловой центр» работает в прежнем режиме. Станции «Авиамоторная», «Лефортово» и «Электрозаводская» вошли в состав Большой кольцевой линии. На станции «Нижегородская» введены в эксплуатацию внешние пути, через которые следуют поезда БКЛ, работает совмещённая пересадка на поезда Некрасовской линии. В связи с началом работы «Нижегородской» для двух линий общее количество станций Московского метро возросло до 251.


Поиск




Знаете ли вы, что...

...станция «Джафар Джаббарлы» Бакинского метро представляет собой две пары несвязанных между собой станционных тоннелей: платформенного и распределительного залов. Станция открывалась в два этапа: в 1993 г. — западная, а в 2008 г. — восточная половина. Несмотря на то, что у станции вообще нет центрального зала, по общему количеству станционных залов — четыре — она опережает любую другую станцию метро в странах бывшего СССР.


Нерядовая проходка

В сложных условиях бригады метростроевцев ЗАО «Семнадцатое управление Метрострой» продолжают проходку Фрунзенской линии.

Начальник участка № 3 ЗАО «Семнадцатое управление Метрострой» Андрей Леонидович Шахов не стал распространяться о «сложностях текущего момента», а просто зачитал запись из геологического журнала: «установлено кольцо 1459. Характеристика участка проходки – без изменений. Порода слаботрещиноватая. Замерены мощности кварцевого песчаника: сводовая часть – 40 см, нижняя граница щита – 90 см, ниже горизонта – 60 см. По пройденной части отмечено сильное водопроявление, до струйного. Водоприток – 121 л. в час». Из записи дежурного геолога, сделанной по результатам ежедневного осмотра забоя шахты № 622, следует, что мощность слоя обводнённого песчаника сегодня достигает почти 2 м.

– Средняя скорость проходки 6 м в сутки. Это если не учитывать простои на ремонт. Чаю хочешь?

Идём по журналу.

– Вот смотри. Остановились на ремонт 5-го ноября, заменили практически 80% режущего органа. И что в итоге имеем сегодня, 7-го? Ничего. На данный момент нет ни резцов, ни скалывателей… За два дня всё стёрлось в ноль.

Щит останавливается, и начинается процесс «производства работ номер 680». Согласно инструкции, включается гидрокопир, он прорезает полметра породы, режущий орган отодвигается назад, в образовавшееся пространство через люк в режущем органе протискивается проходчик и по всей сводовой части у лба забоя заводит деревянную кровлю.

– Процесс, как ты понимаешь, небыстрый. Для крепления кровли в песчанике вырубается штроба, ну а песчаник ты видел, возьми на память.

Шахов протягивает кусок породы. Твёрдый, как осколок гранита.

– Вот. Ребята заводят кровлю, потом в призабойное пространство выходит слесарная группа и приступает к замене истёртых элементов. Одних резцов приходиться менять до ста штук.

За смену шесть слесарей меняют стертые элементы и устанавливают новые. Иногда на замену деталей уходит две полновесные смены.

За обделку поступает вода. Бороться с ней помогает сухая смесь Натлен-2, из которой готовят гидроизоляционную пасту. Протечки ликвидируют, нагнетая пасту в пространство за обделку. Такие работы требуют дополнительных материальных затрат, поэтому решение о гидроизоляции принимает специальная комиссия. Но, судя по интенсивности тока воды, гидроизоляционные работы в этих тоннелях потребуются обязательно. Если гидроизоляция не поможет, придётся устраивать дренажную систему: вода потечёт в дренаж по трубке, вставленной в стык обделки. Другое дело – станция. Здесь временную обделку демонтируют, расширят сечение тоннеля, и, если вода не уйдёт, будут приниматься самые серьёзные меры для полной ликвидации любых протечек, вплоть до перехода на чугунную обделку.

– В обводнённом песчанике придётся идти ещё как минимум 160 колец, а дальше как карта ляжет. Может быть, его будет меньше или вообще уйдет, или, наоборот, песчаника и воды будет больше, чем сейчас. Немного пониже, возможно, и прошли бы под песчаником. А так – попали в самый слой.

В направлении «Южной», станции мелкого заложения, трасса неизменно стремится к поверхности. Четыре проходческие бригады работают в забое по семь часов. Семь часов поработал, поменялся. День-ночь, сутки прочь. В каждой бригаде работает звено изолировщиков, дежурный электрослесарь, маркшейдерская группа и горный мастер. План щитовой проходки левого перегонного тоннеля – 110 колец. В октябре проходчики поставили 140.

– Для любой проходческой бригады смена на этой трассе – настоящий подвиг. Повышенная обводнённость, постоянная пыль, трудная порода, сложная геология. Работа только в противогазовом респираторе. Спасибо генеральному директору за то, что снабжает нас этими мощными и дорогими штуками. Проходчики не снимают их всю смену. Это нерядовая проходка, руководство понимает наши проблемы и объективно оценивает все сложности производственного процесса.

Маркшейдер участка Павел Сафронов:

– Геодезические замеры делаются на каждое кольцо, соответственно, на каждое кольцо даются указания для проходки: какие давать домкраты, рекомендации по включению и поворотам элеронов и т. д. Геодезической службе приходится ежесменно проверять положение оконтуривающего резца – механического копира, его целостность и рабочее состояние. Но главная проблема: очень большая запылённость. При определении местоположения щита приходится останавливать проходку и проветривать тоннель. Маркшейдер вынужден прибегать к дедовскому методу определения местоположения щита – с помощью двух световых сигналов щитовым прибором, т. к. электронный тахеометр «не пробивает» такую плотную пыль.

28 ноября 2012 г.

Газета «Метростроитель» № 11, 2012 г.