Главная
Города
Новости
Летопись
Репортажи
Строительство
Планы
Изменения
Легкое метро
Монорельс, МОЖД и др.
Архив
Форум «Моё метро»
Гостевая
Благодарности
Ссылки
Rambler's Top100

Репортаж об открытии станции «Деловой центр».

Олег Макушев

Идея получить аккредитацию на церемонию открытия пришла мне в голову в четверг, и уже утром в пятницу, за сутки до 10-го сентября, я получил ответ от пресслужбы метрополитена с подтверждением, точным адресом и временем события (изначально было не очень понятно, куда ехать - сразу в Сити, либо на "Киевскую", либо на "Александровский Сад", откуда предполагалось отправление "мэрского" поезда). Большой просьбой организаторов было обратить особое внимание на стиль одежды, поскольку незадолго до того кто-то из коллег-метрофанатов "отличился", и "начальство теперь обращает пристальное внимание".

Гостей и прессу в итоге собрали на проезде, отделяющем ядро Сити от Экспоцентра, и уже около 12:00 (за полчаса "до") начали запускать в кассовый вестибюль. Я шёл в Сити через мост "Багратион", и уже на подходе к северному вестибюлю был остановлен оцеплением, предлагавшим спускаться на набережную по боковой лестнице, а не традиционным эскалатором мимо "Древа Жизни" Эрнста Неизвестного. На набережной обнаружилась большая активность поливальных машин и гаишников, упорно очищавших район от мусора и автомобилей.

Открытый для нас вход (назовём его: "от Экспоцентра") представляет собой череду спусков и проходов, ведущих в западный кассовый зал (очень интересно, что это максимально удалённый от Экспоцентра торец станции). Там внизу уже суетилась охрана, получившая сведения о более раннем отбытии "мэрского" поезда - гостей и прессу пропускали в ускоренном порядке. При входе всем желающим раздавали специальные буклеты (в целом, довольно простенькие, но с некоторыми любопытными деталями) и юбилейный билетик на 2 поездки. В кассовом зале между колоннами была натянута лента, отделявшая от нас площадку с микрофоном и новенькими входными турникетами. Вдоль этих турникетов была натянута торжественная красная ленточка и расставлены милые сотрудницы метрополитена с подносом и с серебряными ножницами, оживлённо общающиеся между собой.

Среди гостей уже находился спикер Мосгордумы Платонов и некоторые "высокие руководители" самого метрополитена. "Прибытие поезда", между тем, задерживалось, а прессы на маленьком пятачке перед микрофоном всё прибавлялось. Но мне повезло: я сразу же занял отличную позицию прямо напротив "трибуны". Перебросился парой слов с соседом - оператором ТВЦ, который жаловался на сутолоку и тесноту. Бравая фонограмма Газманова громко развлекала публику.

Простояли довольно долго - примерно до 12:50. Наконец музыка оборвалась, и на площадке перед турникетами появились виновники торжества (Лужков и Гаев). Они активно фотографировались, а многочисленная толпа сопровождающих активно поддерживала эту импровизированную фотосессию. Процессия вышла через "выходные" турникеты (они, в отличие от входных, не были перетянуты ленточкой) и направилась к микрофону. Пока одетый по-субботнему мэр общался с одетым в костюм спикером Мосгордумы, а члены городской администрации выстраивались позади, Гаев опробовал микрофон и сказал исторические слова (великая вещь - диктофон в мобильном телефоне!):

- Уважаемые гости, уважаемые коллеги, друзья! Я как председатель приёмочной комиссии участка Филёвской линии Московского метрополитена от "Александровского Сада" до "Делового Центра" докладываю Вам, что акт Государственной комиссии подписан, новый участок Филёвской линии готов к обслуживанию пассажиров!

Бурные, радостные аплодисменты присутствующих оторвали мэра от занятного общения со спикером, и сориентировали его на произнесение своих исторических слов:

- Уважаемые метростроители, представители и руководители фирм, которые участвовали в этом очень сложном деле!

Я хочу поздравить вас и, конечно, я хочу поздравить москвичей, с новым приобретением. Это - новая станция, которая соединяет два центра - исторический центр города и деловой центр, который рождается здесь, в московском Сити. Станция и трасса, длиной шесть километров: старая часть трассы - четыре километра, а новый участок - он проложен в очень сложных условиях - два километра, и я могу сказать, что сама работа сделана добротно. Это можно видеть по качеству исполнения тоннеля.

Сама работа проводилась в очень сложных условиях, потому что нужно было прокладывать наклоны с довольно неприятными радиусами, элементы тоннеля и проводить тоннель под Москва-рекой и под фундаментами домов. Домов старой постройки, новых, даже, и все это было сделано, я бы сказал, с ювелирной точностью. С ювелирной точностью мы с Вами прибыли сюда, в деловой центр нашей столицы, и в будущем - я думаю так - громадный деловой центр международного класса, и с ювелирной точностью, когда никто из всех тех, кто работает и живёт наверху, в Москве, в этих местах, даже не заметил того, что прокладывается такая сложная линия метрополитена.

Я хочу сказать ещё о том, что архитектура этой станции - это московская архитектура. Мы делаем метро даже в условиях очень серьёзного ограничения в наших городских ресурсах красивым, мы стараемся продолжить вот эту уже традицию формирования станций метро, которые были бы очень разнообразными, красивыми, комфортными по восприятию и очень хорошо, добротно сделанными по эксплуатационным характеристикам. И вот эта вот линия, которая даёт нам возможность войти в деловой мир - она несёт в себе все эти принципы.

Ещё раз поздравления москвичам! Станция могла быть открыта пораньше, но у нас перед Днем города было столько мероприятий, столько желающих подарить Москве, подарить москвичам какие-то свершения, что нам пришлось раздвинуть временные интервалы всех этих подарков городу, и вот сегодня, в первый субботний день после празднования Дня города, Москва и москвичи получают хороший подарок. Мы рассчитывали, что пока строится Сити, здесь будет в районе 30 000 - 35 000 пассажиров в день - примерно 11 000 000 эта станция пропустит в годовом разрезе, то есть всё население Москвы, суммарно, посетит эту станцию, а дальше, когда мы будем продолжать эту линию за "Международную", к Шелепихе, к Ходынке, к Савёловскому вокзалу, она, конечно, будет предельно востребована. И мы говорим о том, что пока живёт город, пока город развивается, будет жить и развиваться Московский метрополитен! Ура!

После этого все СМИ бросились к мэру, а он - к ленточке. Я оказался прямо за спинами Лужкова и Гаева, поэтому не видел: оба ли резали или только мэр. Когда ленточку разрезали, Лужков не пошёл через турникеты, а отвернулся от них, и двинулся по балкону (второй балкон, где, я полагаю, будут торговые площади) ко второму кассовому залу. Я, было, подумал, что там будет вторая ленточка. Но там оказалась Книга Пожеланий, в которой мэр что-то быстро написал, а потом отправился к прессе, ожидавшей от него ответов на свои вопросы. Когда мэр на них ответил, наши с ним пути на этом разошлись - он пошёл по второму комплексу переходов и эскалаторов к мосту "Багратион" (туда, где стоит монумент Неизвестного), а я пошёл вниз на станцию. Гаев ушёл с мэром.

Станция произвела приятное впечатление - в традициях "Бульвара Дмитрия Донского". На ней уже стояли оба поезда - новый "Скиф" (на пути в сторону "Киевской") и старый "Еж". Удалось оторвать от подруг и милиционеров дежурную по станции - Белову Елену Владимировну (очаровательную блондинку с длинными волосами) - и записать с ней небольшое интервью.

Я (с легким нахальством): Здравствуйте, Елена Владимировна, позвольте сначала поздравить Вас с открытием станции и Вашим вступлением в новую должность - станция очень красивая и свежая, но Вы всё-таки лучше!

БЕВ (задорно): Здравствуйте, спасибо за комплименты - очень приятно!

Я (с легкой напускной серьезностью): Скажите, пожалуйста, Елена Владимировна, когда Вы узнали, что станете дежурной по этой новой станции?

БЕВ (немного игриво): Где-то месяц назад.

Я (немного волнуясь): Вы сегодня очень волновались?

БЕВ (с легкой задумчивостью): Не очень. Я была готова, настроена.

Я (входя в роль): Скажите, пожалуйста, наверно, проводился какой-либо конкурс среди желавших тут работать?

БЕВ (войдя в роль): Ну, конечно, выбирали дежурную сюда, но какого-то особого конкурса не было. Были претенденты, но вот пока выбрали меня.

Я (не веря в утвердительный ответ): Елена Владимировна, скажите, пожалуйста, Вы давно работаете в метро?

БЕВ (с лёгкой недоверчивостью к факту): Восемь лет.

Я (немного скептически): Мда, большой стаж! Вы довольны своей работой здесь? Почему Вы работаете в метро?

БЕВ (слегка оглядываясь на подруг): Да, я довольна своей работой, мне нравится эта работа!

Я (пытаясь перекричать поезд, отбывающий под оборот): Для Вас это порыв души, или мотив - хорошая зарплата? Ведь есть люди, которые просто любят метро, и поэтому идут сюда работать. А есть те, для кого важно сделать карьеру, выбиться в руководители метро. К какой категории Вы бы себя отнесли?

БЕВ (рассуждая, с нарастающим воодушевлением): Сначала был какой-то интерес, а потом эта работа понравилась. Если получится - будем продвигаться дальше!

Я (видя приближающегося к нам серьёзного метроначальника) Это было бы здорово, я Вам этого искренне желаю!

Тут метроначальник до нас всё же дошёл и сообщил, что пока Елена Владимировна давала интервью, он успел открыть движение на станции и отправить первый поезд (тот "Ёж", который ушел под оборот). Интервью, понятное дело, кончилось.

Поскольку довольно скоро-таки объявили посадку на "Скиф", особо долго рассматривать станцию не получилось. Я хотел поскорее попасть в интернет-кафе и потом поехать по своим рабочим делам. Был ли фуршет - не знаю.

Первая поездка по новому перегону прошла медленно: и скорость низкая, и стояли перед "Киевской" с минуту. Тоннель освещался и лампочками, и лампами дневного света, отчего раз в три секунды казалось, что вагон выходит на поверхность. На месте будущей станции "Дорогомиловская" оставлен прямой участок (он очень хорошо чувствуется в этом S-образном перегоне). Станция однозначно осталась в проектах, поскольку она отмечена и на трассировке линии, напечатанной в буклете для СМИ. С автоинформаторами было всё неладно: они работали (если работали) невпопад, и машинист их всё время комментировал. Когда доехали до "Александровского Сада", то устремившихся в "Скиф" пассажиров сразу попросили обратно, поскольку как бы команды на посадку не было. Мне было очень грустно от осознания того, что многие люди на платформе могут быть форумчанами, но я никого в лицо не знаю. Уезжал я с твердым намерением вечером вернуться - досмотреть.

Удалось сделать это около 17:00. Отправлялся я на "Еже" с "Александровского Сада". Ждали поезд, на удивление, недолго: к моему приходу его не было семь минут, а отправились минуты через четыре. Многим пассажирам удалось выскочить из вагона, когда выяснилось, что поезд идёт в Сити, некоторые выскочили на "Арбатской". Я, было, думал, что все человек двадцать моего вагона едут смотреть новую станцию, но на "Киевской" нас осталось четверо (в соседнем вагоне - шестеро). На схеме линии в вагоне аппендикса к "Деловому Центру", конечно же, не было.

Станция встретила толпой праздношатающихся пассажиров с фотоаппаратами или задранными вверх головами. Я сразу направился к первому вагону, чтобы посмотреть на оборотники. Спросил у машиниста, почему его поезд старый, тогда как обещали тут только "Русичи". Он ответил, что это ещё несколько месяцев так будет, поскольку новые составы не успели толком обкатать (и проветрить тоже - подумал я, вспоминая неприятный сладковато-приторный запах "Русича). Удивил также межрельсовый лоток (точнее - межрельсовые лотки, по десятку с каждой стороны) - это явно связано с новой амортизирующей конструкцией полотна.

Я решил выйти и войти на станцию разными путями. Обнаружил у второго кассового зала Книгу Пожеланий. Текст Лужкова не впечатлил - очень короткий. Увидел там записи на нескольких европейских и азиатских языках, а также некоторые отзывы не-вполне-сформировавшейся молодёжи.

Потом пошёл в город через другой выход (не тот, которым я входил на станцию утром, а тот, которым уходил со станции Лужков). Обнаружил, что это удивительный лабиринт - короб конструкций прохода, кстати, отлично просматривается от ограды моста. Этот коридор тянется вдоль восточной границы Ядра. Стены прохода производят впечатление временных (гипсокартонных), с их демонтажем в будущем там явно появятся витрины магазинов и (вместо западной стены) проходы в торец будущих двух станций.

Прогулявшись по самому "Багратиону", я вернулся на станцию по утреннему маршруту. Балкон, по которому я утром прошёлся с мэром, был закрыт. Помог паре пожилых людей подняться с перрона в кассовый зал (дедушка специально привёз свою бабушку в инвалидной коляске посмотреть на новый "подарок москвичам" и боялся сам не удержать коляску на эскалаторе), пропустил на станцию по юбилейному билету двух детей, которые случайно обнаружили, что она теперь открыта. Сам кассовый зал, кстати, просторный: направо от касс - проход к открытой станции, а налево - проход к дверям (они уже смонтированы, но обклеены чем-то изнутри) будущих двух "нормальных" станций (указатели все тоже уже висят). Полагаю, что в будущем расположение турникетов и кассовых кабин может быть изменено, чтобы включить в "турникетную" зону проход к будущим двум кросс-платформенным станциям.

Общие впечатления

Станция построена по новой, но, как мне кажется, перспективной для Москвы схеме - совмещена с крупным торговым комплексом (уверен, что больший из балконов отведен под торговлю). Сейчас комплекс её переходов производит впечатление бездарно используемого огромного пространства, которое могло бы быть использовано более рационально. Но, учитывая перспективные пассажиропотоки, эти огромные проходы оправданы. Чувствуется также и то, что станцию "вписывали" в уже готовый проект, что повлекло за собой многочисленные накладки в планировании всех прилегающих помещений.



© Андрей Суриков, 2005.