Главная
Города
Новости
Летопись
Репортажи
Статьи
Строительство
Планы
Архив
Форум «Моё метро»
Гостевая
Благодарности
Ссылки
Rambler's Top100

К долгострою нам не привыкать.

Метро в Красноярске - пока мечта.

При существующих темпах строительства «подземки» в одном из крупнейших городов Сибири горожане ездить на ней будут нескоро.

Метрополитен в миллионном городе - обязательное условие. Это объективная необходимость, без которой город начинает задыхаться в дорожных пробках и заторах. Несмотря на то, что в Красноярске пока проживает около 900 тысяч человек, с недавних пор они начали в полной мере ощущать все эти прелести на себе. Тому есть причины. Например, у многих появилась возможность обзавестись личным транспортом - по данным ГИБДД края, Красноярск сейчас является одним из самых передовых в этом отношении среди городов в России. В частности, на каждую 1000 жителей в нем приходится более 230 машин. Кроме того, вокруг краевого центра расположено несколько городов-«спутников», значительная часть населения которых работает и учится в Красноярске. Для обслуживания такого плотного потока пассажиров требуется значительное количество наземного транспорта.

Власти города и края эту проблему осознали давно - строить метро в Красноярске решили еще «при социализме». На принятие решения повлияли также и особенности исторической застройки города: узкие улицы в центре города, его вытянутость вдоль реки Енисей, разделение на районы заводские и спальные. Здесь же учли и рельеф местности - наличие естественной преграды, реки Енисей, которая тоже препятствует нормальному движению транспорта. Фактически строительство метро началось в 1995 году. Прошло почти десять лет, но ни одна станция в эксплуатацию не сдана, и, по самым оптимистическим оценкам, понадобится еще пять лет, прежде чем это произойдет. Проблема, которая стоит перед красноярцами, стара как мир: нет денег. Вернее, они есть, поскольку краевой и федеральные бюджеты выделяют определенную сумму на строительство. Но ее более чем недостаточно. Для сравнения: в прошлом году на строительство «подземки» в Красноярске было выделено 153 миллиона рублей (150 - из федерального бюджета, и 3 - из краевого). В то же время, по оценкам руководства генерального подрядчика ОАО «Бамтоннельстрой», реально в год требуется сумма в... 3 миллиарда рублей. И только в этом случае первая линия метрополитена длиной в восемь с половиной километров начнет действовать уже через 4 - 5 лет.

Проблему потери времени в дороге сразу решила бы линия метро, благодаря которой красноярцы смогли бы доехать из одного конца города на другой всего за 11 минут. По примерным оценкам, пассажирооборот красноярского метро в год будет составлять 50 миллионов человек. В нынешних ценах стоимость проезда составит шесть рублей. Для сравнения: проезд в маршрутке в Красноярске стоит 5 рублей, в общественном транспорте - 4 рубля. При этом метрополитен будет окупаемым предприятием.

Сейчас на месте будущих станций пройдено три ствола глубиной примерно по 80 метров. А в сентябре 2003 года был торжественно запущен в эксплуатацию землепроходческий комплекс «Ловат», который уже прошел около 120 метров горизонтального тоннеля. Но проблема финансирования попрежнему висит подобно «дамоклову мечу» над красноярской «подземкой». В этом году федерация выделила на строительство метро 84,3 миллиона рублей. Позиция краевых властей пока не ясна. Известно только, что губернатор края Александр Хлопонин настроен крайне скептически. По его словам, метро может стать «белым слоном, который всех погубит», а всю финансовую тяжесть его строительства взять на себя должен федеральный бюджет. Как бы то ни было, вопрос окончательно не решен и по-прежнему висит в воздухе.

Алексей Бондарев

24 марта 2004 г.
Российские вести