Главная
Города
Новости
Летопись
Репортажи
Статьи
Строительство
Планы
Архив
Форум «Моё метро»
Гостевая
Благодарности
Ссылки
Rambler's Top100

Красноярское метро: закопаем или построим?

Лучшей строительной организацией по итогам 2002 года было признано ООО «Красноярскметрострой». «Комсомолка» решила лично поздравить с победой генерального директора предприятия Сергея Гринько, а заодно и поинтересоваться, прибавило ли это официальное признание оптимизма метростроевцам, чей основной объект - метро, как известно, так остается под большим вопросом.

- Сергея Григорьевич, уже несколько лет красноярцы не могут получить ответа на вопрос «Будет ли в нашем городе достроено метро?»

- Я и сам сегодня не знаю ответа на этот вопрос. Ситуация, в которой сейчас оказался красноярский метрополитен, можно назвать своеобразной. Объясню почему. На станции Высотной подготовлен к пуску горнопроходческий комплекс канадской фирмы «Ловат» стоимостью более 200 миллионов рублей.
Мы взяли «Ловат» в лизинг, ежемесячно за аренду выплачиваем 5 миллионов рублей. Это мощное оборудование способно пройти участок первой линии метрополитена Высотная - Копылова - Вокзальная, 5,5 километра, за два года. Для сравнения скажу, что без «Ловата» на это потребовалось бы 12 лет. По своим технологическим особенностям обратного хода у «Ловата» нет, уйдя под землю, комплекс должен пройти участок от начала до конца.

- Это значит, что если вы запустите «Ловат», а денег не получите, 200 миллионов рублей окажутся похороненными? Это же смертельный риск для предприятия?

- Именно так. Кстати, в подобной ситуации обанкротился Свердловский метрострой, возникли большие проблемы у новосибирских метростроевцев. Сегодня и «Красноярскметрострой» оказался на Рубиконе, когда требуется четкий ответ – строем метро дальше или же ликвидируем его. Честно скажу, мы готовы к любому развитию ситуации. Для нас важна определенность. Если вопрос решается положительно, немедленно приступаем к интенсивной работе. Если краевые власти принимают решение о прекращении строительства метрополитена, мы приступаем к ликвидации метро, коллектив и техника уходят в другие регионы, где будут востребованы. «Красноярскметрострой» - это сильный коллектив, более 1200 опытных специалистов, треть из которых проходчики, и мощная материальная база для строительства метрополитенов стоимостью 400 миллионов рублей. Сейчас и люди, и оборудование работают в восемь раз менее эффективно, чем могли бы.

- Сергей Григорьевич, как вы думаете, что ответят краевые власти, «да» или «нет»?

- Весь вопрос в том, что ответа никто не дает, ни положительного, ни отрицательного. А предприятие не может годами находиться в подвешенном состоянии. Конечно, основная проблема – неполное, неритмичное финансирование работ. Исходя из принципиальной договоренности бюджет РФ финансирует красноярский метрополитен на 20%, 80% должен выделять край. В 2002 году из края поступило 2,5 миллиона рублей, из Федерации – 97 миллионов. В этом году край дал 3 миллиона, Федерация – 94.
Проблема в том, что финансирование метрополитена из федерального бюджета, скорее всего, будет в ближайшем будущем приостановлено. Правительство РФ, ссылаясь на неисполнение краем бюджета своих обязательств, вправе отказать в дальнейшем выделении средств. Все доводы, которые мы приводили Федерации в течение последних лет, а именно, у власти стоял генерал, человек негражданский, затем случилась трагедия, потом начались выборы, новому губернатору нужно время, чтобы вникнуть в проблемы края... Сегодня нам нечего сказать. Чтобы к 2010 году город получил метро, необходимо 1,5-2 миллиарда рублей ежегодно. Если правительство урежет и так скромное финансирование, а край не изменит позиции, денег с трудом хватит на обслуживающие процессы: работа насосов, компрессорных установок, вентиляторов, калориферов. Даже если ничего не строится, на метро уходит несколько десятков миллионов рублей в год, чтобы поддерживать в нормальном состоянии уже сооруженные выработки. Метро – это престижная стройка. Сегодня от него откажутся, через некоторое время Красноярск обязательно вернется к этой теме. Только 11 городов России имеют право на строительство метрополитена. Пройдет еще несколько лет, и так или иначе Красноярску придется решать транспортную проблему. Не мы придумали, что миллионные города нуждаются в подземном транспорте. Мы только исполнители. Еще раз повторю, нужна определенность. Четкий ответ, что делать дальше.

- Но, несмотря на все трудности, вас назвали лучшими строителями года. Поздравляем!

- Действительно, чтобы выжить, нам пришлось приспособиться к рыночным условиям. Нет денег на метро? Увеличиваем объемы гражданского строительства, зарабатываем деньги на возведении жилых домов. Появляется финансирование, вновь все силы перекидываем на метро. Возможно, красноярцы и не знают, что именно метростроевцы построили фабрику мороженого «Крайс», провели реставрацию завода «Пикра», возводили «Торговый квартал на Свободном» и многие другие объекты индустриально-промышленного строительства. Сейчас заканчиваем строительство павильона пригородных касс реконструируемого железнодорожного вокзала. За несколько лет «Красноярскметрострой» смог занять свою нишу в строительной отрасли города, представив на рынок немало новых технологий. К примеру, мы предложили новую методику применения буровых свай в сложных грунтовых условиях Красноярска. Совместные испытания с исследовательскими институтами доказали, что наш метод экономичен, надежен, имеет повышенную несущую способность. Более 30 высотных зданий Красноярска построены на наших сваях. Сваи – это наш конек.
Еще одно новое направление, которое мы успешно освоили и предложили коллегам, - это бестраншейная прокладка коммуникаций, кабельных линий. Закупили специальное оборудование в Новосибирске. Чтобы проложить или провести ремонтные работы коммуникаций, не нужно рыть траншеи. Установка проходит метровый участок под землей за 20 минут. Технология предусматривает использование труб диаметром от 114 до 530 мм. У предприятия мощная строительная база: свой цементный завод с автоматическим импортным оборудованием, сами выпускаем пенобетон, арматуру, скоро планируем открыть деревообрабатывающие цеха.

- А, правда, что метростроевцы работают круглосуточно?

- Правда. Там, где шум мешает жильцам соседних домов, заканчиваем в 10 вчера, а вообще работаем в три смены. Строительство метро – это очень трудоемкое и ответственное дело. Поэтому и на других объектах метростроевцы привыкли трудиться качественно, ответственно, с полной отдачей. Иначе мы не работаем.

Варвара Рудовская

20 августа 2003 г.
"Комсомольская правда"