Главная
Города
Новости
Летопись
Репортажи
Статьи
Строительство
Планы
Архив
Форум «Моё метро»
Гостевая
Благодарности
Ссылки
Rambler's Top100

Красноярское метро: проблемы и перспективы.

Наберет ли Стройка разбег?

В последнее время о красноярском метро говорят часто. И повод к этому был достаточно веским. Накануне нового года красноярские строители метрополитена опустили под землю отечественный немеханизированный щит, который позволил начать проходку первого перегоночного тоннеля.

Почти два месяца назад в метрополитене побывал и мэр Красноярска П. И. Пимашков. На совещании под землей был принят ряд конструктивных решений, при осуществлении которых строительство красноярского метро добавит обороты. Но это все пока из области надежд, предположений и желаний. А на самом деле какова ситуация сегодня в "Красноярсктоннельметрострое"? На эти и другие вопросы отвечает А. П. Голышев, генеральный директор "БАМтоннельстроя", предприятие которого является учредителем "Красноярсктоннельметростроя".

- Ситуация на строительной площадке метро неоднозначна. Есть сдвиги к лучшему! И существенные. К примеру, после пребывания мэра у нас было принято решение организовать штаб стройки. Возглавил его Анатолий Иванович Григоренко, заместитель мэра. И уже проведено несколько заседаний, где был принят ряд очень конструктивных решений. К примеру, решена проблема проектирования.

Сегодня проектировщики отстают от строителей. А отсутствие проектной документации сдерживает и без того невысокие темпы строительства. При этом часть проектной документации приходится переделывать, так как она морально устаревает.

Именно на заседаниях штабов мы нашли взаимопонимание с генеральными проектировщиками Красноярскгражданпроектом, Ленметрогипротрансом. Они обещали очень плотно поработать, чтобы развязать руки строителям. Уже сегодня Красноярскгражданпроект выдает оперативно проектные решения по текущим вопросам: энергоснабжению, водоснабжению, временным сооружениям и т. д. А Ленметрогипротранс направил в Красноярск бригаду проектировщиков. Им дана особая задача - удешевить строительство метро.

- Коль затронут вопрос проектирования, то небезынтересно будет знать, какие станции намечено ввести в первую очередь.

- Чтобы ускорить пусковой комплекс, запланировано пустить в первую очередь станцию так называемого "мелкого заложения". Она будет находиться на пересечении проспекта Свободного и улицы Высотной. Станция "Ул. Копылова", возможно, будет сдана после того, как будет осуществлен пуск первой очереди метро.

- Удешевление строительства не всегда приводит к его ускорению. В прессе не раз говорилось о том, что город закупает для метростроевцев горнопроходческую машину фирмы "Ловат", которая стоит десять миллионов долларов. Это огромная сумма. Писалось также, что одну треть город уже заплатил, но вот остальную часть проплатить проблематично.

- Финансовые вопросы по оплате машины хоть и медленно, но решаются. Кстати, совсем недавно в Красноярске находился с визитом господин Ловат, президент одноименной фирмы. Он ознакомился с положением дел на объекте. Были изучены вопросы по монтажу горнопроходческой машины и разработаны мероприятия по пуску ее в эксплуатацию.

Сделать необходимо в кратчайшие сроки очень много. На станции "Высотная" надо поставить монтажную камеру, подготовить большой котлован длиной 100, шириной 20, глубиной 6 метров. Разумеется, необходима масса железобетонных конструкций, надо обеспечить машину электроэнергией и водой и т. д.

- А стоит ли тратить такие средства на одну установку?

- Стоит. Эта горнопроходческая машина работает в несколько раз быстрее любой отечественной. И качественнее. А это в конечном итоге удешевит стоимость работ. Сегодня необходимо работать в ускоренном режиме еще и потому, что для строителей огромное значение имеют так называемые обслуживающие процессы. Работа насосов, компрессорных установок, вентиляторов - словом, всех тех технологических элементов, от работы которых зависят нормальные условия труда под землей. Расходы эти несут метрополитеновцы независимо от того, сколько метров прошли тоннельщики: один метр или тысячу. Даже если ни одного метра не построили, все равно они должны тратить несколько десятков миллионов рублей в год, чтобы поддерживать в нормальном состоянии уже сооруженные выработки. Если работа стоит или идет медленно, деньги выбрасываются на ветер. И наоборот, строить быстро - значит строить дешевле и эффективнее.

- Что сегодня необходимо, чтобы метростроевцы работали в ускоренном ритме?

- Во-первых, надо, чтобы краевой бюджет выделил деньги, адекватные сумме, предусмотренной в федеральном бюджете.

- Требуется пояснение.

- Согласно постановлению правительства РФ финансирование строительства метро осуществляется равными долями из краевого и федерального бюджетов. И его неисполнение одним из субъектов дает основание другому также прекратить финансирование. Планируется, что на 2002 год федеральный бюджет выделит около 100 миллионов рублей, а край, в свою очередь, обещает дать лишь 10. Вполне возможно, что, ссылаясь на невыполнение краем своих обязательств, в 2003 году федеральный бюджет выделит тоже лишь 10 миллионов рублей. Строить же метро из расчета 10 миллионов в год - бессмысленная и безнадежная затея.

Во-вторых, в течение 2002 года необходимо решить вопрос привлечения дополнительных средств для того, чтобы довести объем финансирования стройки до размера 1,5-2 миллиардов рублей в год, вплоть до 2006 года. Только в этом случае город может рассчитывать на ввод в эксплуатацию первой очереди к 2006 году.

Эта задача будет нам под силу, если будем находить взаимопонимание с губернатором, с правительством Российской Федерации, думаю, что и депутаты Госдумы и Законодательного Собрания края не должны оставаться в стороне.

Наталья Куркова

13 февраля 2002 г.
"Красноярский рабочий"