Главная
Города
Новости
Летопись
Репортажи
Статьи
Строительство
Планы
Архив
Форум «Моё метро»
Гостевая
Благодарности
Ссылки
Rambler's Top100

Скоростной трамвай: последний рывок.

В Волгограде завершается очередной долгострой — вторая очередь подземного скоростного трамвая

Уже через год из Тракторозаводского района до Советского можно будет доехать за пару десятков минут, без пробок и пересадок, причём с достаточным комфортом. При этом примерно половина маршрута будет проходить под землёй. В конечном счёте, линией скоростного трамвая будут связаны пять районов — Тракторозаводский, Краснооктябрьский, Центральный, Ворошиловский и Советский, а линией городского электрического транспорта — шесть, поскольку на будущей конечной станции линии скоростного трамвая можно будет пересесть на троллейбус, связывающий Советский и Кировский районы Волгограда.

Полвека без капремонта

Безусловно, столь длительная протяжённость подземных коммуникаций предполагает и должный уровень безопасности. В этом отношении можно быть спокойным — скоростной трамвай — один из наиболее безопасных видов транспорта. И такие чрезвычайные случаи, как тот, что был несколько лет назад в московском метро, когда строители случайно пробили свод метро и повредили вагон, в Волгограде просто исключены. Вся трасса скоростного трамвая нанесена на план города, и начать строительство без согласования, а уж тем более на трассе скоростного трамвая невозможно. При этом все объекты скоростного трамвая строились открытым способом из-за небольшой глубины заложения — всего 12 метров. Кроме того, железобетонные конструкции, которые использовались при строительстве подземной части скоростного трамвая рассчитаны на 50 лет без проведения какого-либо капитального ремонта. Естественно, при этом должны строго соблюдаться процедуры технического обслуживания сооружений. Стоит ли говорить, что подобные работы проводятся регулярно, и все объекты, требующие внимания, регулярно проходят обследование и при необходимости ремонт.

Кстати, сразу же хочется развеять миф о том, что станция «Профсоюзная» понесла серьёзный ущерб из-за пристройки офисного здания к уже существующему дому, расположенному возле Ворошиловского торгового центра. Никакого ущерба сооружениям станции стройка не нанесла, кроме, пожалуй, косметического. Однако обвинять в этом застройщика было бы не совсем верно. Всё дело в самой конструкции. Станция «Профсоюзная» выполнена по колонному типу. Устанавливаются колонны, на них кладутся ригеля, на стыке которых образуется трещина. При правильной заделке шва практически не видно. Поэтому здесь правильнее было бы предъявлять претензии не к строителям, а к отделочникам, которые допустили дефект в работе. Впрочем, этот дефект носит сугубо эстетический характер и на безопасность функционирования станции не влияет никак. Об этом говорили даже проектировщики, специалисты института «Харьковметропроект», которых специально приглашали для проведения обследования выявленных дефектов. Мнение однозначное — на безопасность это не влияет.

Эскалатор — лишь на «Профсоюзной»

Долгий простой объекта без движения также не сказался на качестве и надежности конструкций и сооружений. Общеизвестно, что выходит из строя лишь то оборудование, за которым не следят. Поэтому закопать в землю миллиарды рублей, уже потраченные на строительство скоростного трамвая, было попросту нельзя. Поэтому работы по обслуживанию того, что уже было построено, не прекращались ни на день — откачивались грунтовые воды, создавалась искусственная вентиляция, и прочее, и прочее. Все это, в конечном итоге, помогло сохранить туннели в должном состоянии. Кстати, отделочные материалы, которыми облицованы стены станции, прошли тщательный радиационный контроль и абсолютно безопасны для человека.

Добавим, что выходить из-под земли на поверхность на двух станциях из трёх придётся пешком. Эскалатор предусмотрен только лишь на «Профсоюзной». Впрочем, учитывая небольшую глубину залегания станций, думается, такая пешая прогулка будет не во вред.

В настоящее время основная часть работ практически полностью завершена. Строители не без гордости вспоминают ту громадную работу, которую пришлось проделать, и те трудности, с которыми пришлось столкнуться. К примеру, при прокладке туннеля в пойме реки Царицы, от остановки «Площадь Чекистов» до «Профсоюзной», строители наткнулись на огромный по своим размерам плывун. Впрочем, проблему удалось решить при помощи самых современных строительных технологий.

Предполагается, что уже через год, в ноябре 2011, вторая очередь скоростного трамвая примет своих первых пассажиров. По крайней мере, такую задачу поставил глава Волгограда Роман Гребенников перед своими подчинёнными. Есть все основания полагать, что задача, поставленная главой города, будет выполнена. В текущем году на завершение строительства объекта выделено без малого 600 миллионов рублей. Значительная часть этих средств направлена на закупку оборудования. На конец ноября запланирован последний аукцион на поставку необходимого оборудования и техники. Что же касается строительно-монтажных работ, то они находятся в стадии завершения. При этом за расходованием финансовых средств, выделяемых на строительство второй очереди скоростного трамвая, которая протянется от площади Чекистов до Волгоградского госуниверситета, будет установлен тщательный контроль, и освоены они должны быть своевременно.

В настоящее время ведутся работы по монтажу контактной сети и слаботочных кабельных линий, а также систем сигнализации с выводом на единый диспетчерский пульт, где будет осуществляться регулирование движением. Все конструкции подземной части скоростного трамвая уже прошли все необходимые экспертизы. Остались лишь небольшие финальные штрихи — и скоростной трамвай будет готов. Точнее, будет сдана в эксплуатацию вторая очередь объекта, крайне важного для города с его перегруженными автомагистралями.

Впрочем, у второй очереди скоростного трамвая есть и ещё одно предназначение, аналогичное тому, что есть у уже построенной подземной линии — убежище на всякий непредвиденный случай. Все выходы из туннеля оборудованы герметичными воротами и шлюзовыми камерами, системами принудительной вентиляции и прочими системами жизнеобеспечения.

Стоит также отметить, что каких-то дополнительных путей эвакуации из-под земли при возникновении нештатных ситуаций на перегоне не предусмотрено. Однако есть возможность выхода в соседний туннель, а также по перегону к ближайшей станции на маршруте.

Вторую сдали, третью — даёшь?

Что будет дальше, после того, как вторая очередь скоростного трамвая будет торжественно введена в эксплуатацию? Вопрос пока остается без ответа, однако одно ясно точно. Про третью очередь скоростного трамвая, которая подразумевает шесть станций и протянется от Ельшанки до Госуниверситета, речи пока не идёт. Однако уже известно, что станции «Районная», «СХИ», «Тормосиновская», «Панфиловская», «231 микрорайон», «Госуниверситет» будут строиться по новой технологии — перегон от уже существующей станции, собственно станция, и после этого открытие движения и начало работ по строительству следующей станции. Это позволит вводить уже готовые станции, не дожидаясь окончания строительства объекта целиком, тем самым сделать так, чтобы объект в очередной раз не превратился в долгострой, а жители микрорайонов, где пройдет трасса нового туннеля, получат возможность практически сразу же после строительства пользоваться надёжным, безопасным, экологичным и дешёвым скоростным трамваем. Причем дешёвым как для пассажиров, которые получат возможность за небольшую плату проехать через весь город, так и для заказчика — МУП «Метроэлектротранс». Подвижной состав, обслуживающий ветку скоростного трамвая — вагоны «Татра», которые техники предприятия знают уже, как говорится, назубок, да и, к тому же, есть собственный ремонтный завод, который позволяет восстанавливать подвижной состав.

Метро строилось с весьма интересной перспективой замены трамваев на полноценное тяжёлое метро с использованием железнодорожных составов. Благо, для этого не нужно никаких особых переделок — на 80 сантиметров поднять посадочную платформу и заменить контактную сеть на контактный рельс. А габариты туннелей вполне позволяют использовать железнодорожные составы, состоящие из нескольких вагонов. Однако оценить стоимость работ по такой переделке пока не представляется возможным, поскольку, как и для любой переделки, необходим проект, который и даст ответ на вопрос.

Метро или туннель?

Ещё один весьма интересный объект, который предстоит завершить метростроевцам — подземный прокол под двумя железнодорожными переездами на Тулака, который бы позволил значительно сократить время, которое тратится на проезд этих нескольких сотен метров. Объект, кстати, весьма интересный, т. к. выполняется весьма необычным методом — под действующими железнодорожными путями делается защитный кожух и проводится выемка грунта. Проще говоря, в буквальном смысле слова производится прокол грунта, причем все работы ведутся фактически вручную. Безусловно, это привело к удорожанию стоимости работ, однако пойти на такой шаг заставила необходимость — применять механизацию при работе под железной дорогой запрещают железнодорожники во избежание повреждения путей. В настоящее время средств, выделяемых на строительство второго крайне необходимого для города объекта, хватает только лишь на поддержание его в рабочем состоянии, поскольку средств на достройку и пуск движения по нему пока нет. Тем не менее, хочется верить, что в будущем году найдутся средства и на этот объект, и волгоградские водители не будут терять часы и литры топлива, томясь на «золотых переездах» в ожидании поднятого шлагбаума.

О том, насколько эти два объекта важны для города, можно говорить долго. Но всё же одно непреложно — с пуском второй очереди скоростного трамвая и завершением строительства транспортного туннеля Советский район обретёт гораздо большую транспортную доступность как для пешеходов, так и для водителей. Проще говоря, Волгограду прочистят одну из его основных транспортных артерий, а спальный район города свяжут с центром надежной транспортной ниткой. Причём случится это не в две тысячи далеком году, а совсем скоро. В ноябре 2011-го.

Василий Николаев

24 ноября 2010 г.
«Московский Комсомолец — Волгоград»