Главная
Города
Новости
Летопись
Репортажи
Статьи
Строительство
Планы
Архив
Форум «Моё метро»
Гостевая
Благодарности
Ссылки
Rambler's Top100

«Золотую Ниву» прорвало.

Техника не справилась со строительством самого сложного тоннеля новосибирского метро

В воскресенье, 21 марта, на стройплощадке станции метро «Золотая Нива» кипела работа. Сразу две машины устанавливали буронабивные сваи, небольшой экскаватор загружал грунт в кузов самосвала, рабочие сваривали арматуру. По словам мэра Новосибирска Владимира Городецкого, возведение станции перешло в завершающую стадию. Из-за сильной обводненности грунтов 10 марта пришлось перейти на открытый способ строительства тоннеля и перекрыть улицу Кошурникова. Корреспондент НГС.НОВОСТИ узнал, что это решение поможет новосибирским метростроителям победить двух главных врагов всех тоннельщиков в мире — воду и время. Станцию всё ещё надеются сдать ко Дню города, а подземные сооружения, построенные открытым способом, оказывается, можно лучше изолировать.

13 марта на стройплощадке метро была повреждена водопроводная труба диаметром 300 мм. В МУП «Горводоканал» заявили, что выставят метростроителям счет за ликвидацию аварии. Те не согласны и утверждают, что труба лежала на 2,5 метра в стороне от места, указанного на плане. Это далеко не первый раз, когда станция «Золотая Нива» испытывает на себе натиск водной стихии.

Как только строители Дзержинской ветки Новосибирского метрополитена спустились в пойму Каменки, у них начались проблемы с водой. Она сочится из грунта и бьет ключом почти на всем протяжении тоннелей от «Березовой рощи» до «Золотой Нивы» и вокруг самой тринадцатой станции. Специалисты «Управления заказчика строительства подземных транспортных сооружений» (МУП «УЗСПТС») рассказывают, что грунтовые воды появляются уже на отметке 4 м от поверхности земли. «Грунты, в которых осуществляется проходка тоннеля (супесь), имеют очень низкий коэффициент фильтрации — 0,35 м в сутки. В результате предусмотренное проектом водопонижение не справляется с поставленной задачей.

Кроме того, проходка тоннеля осуществляется щитом, не предназначенным для таких сложных гидрогеологических условий», — сказано в официальном ответе МУП «УЗСПТС» на запрос нашей редакции.

На сбойке тоннелей в 2007 году начальник МУП «УЗСПТС» Николай Хван рассказывал, что этот проходческий щит метростроители собрали из трёх старых. Тем не менее строители гарантируют, что в период эксплуатации поступления грунтовых вод в перегонные тоннели и на станцию не будет. В таких сложных гидрогеологических условиях метрополитен в Новосибирске ещё не строили. Поэтому 4 марта было принято решение перекрыть улицу Кошурникова и начать строительство тоннелей открытым способом.

Господин Хван уточнил, что протяжённость участка правого перегонного тоннеля, сооружаемого открытым способом, — 150 погонных метров.

Вечером 22 марта авторитетный источник в организации, близкой к ОАО «Бамтоннельстрой», заверил корреспондента НГС.НОВОСТИ, что канадский проходческий комплекс LOVAT, который работал на строительстве новосибирского метро с 2004 года, легко прошел бы тоннель к «Золотой Ниве» даже в сильно обводненных грунтах. «На строительстве новосибирского метро мы достигли скорости 250 метров в месяц — посчитайте сами», — сказал специалист и добавил, что сейчас сложились все условия для возвращения щита в Новосибирск: работу на олимпийской стройке он закончит примерно через 3 месяца. Однако собеседник поставил условие: LOVAT будет работать только за реальные деньги, выплачиваемые без задержек.

Справка: Канадский проходческий комплекс LOVAT-232, принадлежащий ОАО «Бамтоннельстрой», работал на строительстве тоннеля от «Маршала Покрышкина» к «Березовой роще» с февраля 2004 года. За 70 дней был пройден путь длиной в 430 метров. Долгое время мэрия не могла погасить кредиторскую задолженность перед ОАО «БТС» (около 300 млн рублей). В мае 2007 года ОАО «БТС» выиграло конкурс на строительство тоннелей к «Золотой Ниве», но потом отказалось работать по графику мэрии. 10 марта 2009 года LOVAT-232 был отправлен из Новосибирска в Сочи для строительства олимпийских объектов. (news.ngs.ru)

На завершающем этапе строительства станции «Золотая Нива» задействованы средства городского и областного бюджетов. Депутат облсовета, председатель комитета по информации и транспорту Сергей Титков оставляет за собой и коллегами право проверить эффективность расходования бюджетных средств и с помощью контрольно-счетной палаты выяснить, насколько оправданной была смена технологии строительства тоннеля в последний момент. «Если бы щит LOVAT остался в Новосибирске, мы бы давно уже прошли тоннель и открыли станцию в 2009 году, как планировали», — уверен господин Титков.

Корреспондент НГС.НОВОСТИ нашел сторонника строительства тоннелей открытым способом в Санкт-Петербурге. Метрополитену северной столицы приходится постоянно бороться с водой, и завкафедрой «Тоннели и метрополитены» ПГУПС д.т.н., профессор Александр Ледяев говорит, что на небольшой глубине, как в Новосибирске, строить тоннели открытым способом даже выгоднее: «Если это вдоль улицы, я бы делал открытым способом. У нас чаще всего ссылаются на то, что надо перекладывать коммуникации, но это еще и благо: беспорядочные трубы вынимают и укладывают их в специальные короба. Когда открытый способ — гидроизоляция наружная, и это лучше. Если вы проходите закрытым способом — гидроизоляция внутренняя. У тоннельщиков во всем мире два главных врага — вода и время». Господин Ледяев знает несколько сотен средств гидроизоляции и считает, что в новосибирском метрострое работают достаточно грамотные люди.

Мэр Новосибирска 19 марта на еженедельной встрече с журналистами признал, что открытый способ строительства создает горожанам большие неудобства.

Владимир Городецкий надеется, что все эти издержки понятны новосибирцам, и после ввода станции в День города жизнь в этом районе станет намного удобнее. Однако далее мэр нарисовал мрачную перспективу. По его словам, если федеральный центр в 2011 году не выделит средства, то за счет области и города станция метро «Площадь Станиславского» строиться не будет. Мэр посчитал, что нельзя жертвовать третьим мостом через Обь ради продолжения метро. Однако при благоприятном стечении обстоятельств он все же предполагает проходить щитом тоннели к площади Станиславского. На такой же способ работ нацелены и метростроители из МУП «УЗСПТС».

Константин Пономарёв

24 марта 2010 г.
НГС.Новости