Главная
Города
Новости
Летопись
Репортажи
Статьи
Строительство
Планы
Архив
Форум «Моё метро»
Гостевая
Благодарности
Ссылки
Rambler's Top100

Выхода нет?

2006 может стать годом, когда строительство «подземки» в Новосибирске остановится.

Одно из основных событий ушедшего 2005 года – ввод в действие станции метро «Берёзовая роща». Это произошло ещё в июне прошлого года. Более полугода заказчик строительства не может рассчитаться с подрядчиками, основной из которых – ОАО «Бамтоннельстрой» - отказывается строить «в долг». Ситуация в ближайшее время не улучшится: 9 января мэр Новосибирска Владимир Городецкий заявил, что федеральный центр, вопреки обещаниям, не увеличил финансирование строительства городского метрополитена.

Одна из основных составляющих Генерального плана развития Новосибирска – транспортная стратегия города на Оби. Метро в ней занимает одно из ключевых мест. Сегодня финансирование его строительства складывается из трёх источников: федеральный, областной и муниципальный бюджеты. Дополнительный источник – «сверхбюджетные средства», которые распределяет правительство.

В начале декабря главный архитектор города Валерий Арбатский, представляя первые итоги разработки Генплана, сказал следующее: «Концепцию строительства метро мы не меняем, чтобы в результате сокращения планов не лишиться небольшого, но всё же финансирования со стороны государства. Наши планы на ближайшие 10 лет – “Золотая Нива” и “Площадь Станиславского”». 16 декабря Виктор Толоконский сообщил, что президент во время своего визита пообещал выделить 400 млн. рублей для строительства новосибирского метро. Владимир Городецкий, ещё подводя итоги 2005 года в конце декабря, посетовал: «К сожалению, не слышал заверений, что эти деньги будут выделены. Мы добивались и от президента, и от Минэкономразвития поддержки, которая нам была обещана. Но профицит всегда делился, а до нас дело не доходило. Нам предложено строить своими силами». Мэр сообщил также, что на 2006 год на строительство метро в Новосибирске заложено в федеральном бюджете 132 млн. рублей, в региональном – 70 млн., а в муниципальном – 30 млн. рублей:

«Такой ресурс – это станция в семь лет. Поверьте, это нецелесообразно и экономически невыгодно. 400-450 млн. в год – это два с половиной года, чуть больше – и станция будет выходить».

Та же Казань получила под своё весьма спорное 1000-летие от правительства России 900 млн. рублей на строительство метро дополнительно, не считая планового бюджетного финансирования. К сожалению, крупный юбилей при нынешнем уровне развития исторической науки нашему городу «грозит» нескоро – в 2043 году. Бюджеты же на 2006 год и города, и области приняты с дефицитом.

Заместитель генерального директора ОАО «Бамтоннельстрой» (БТС) Олег Фердман раскрыл для НГС.НОВОСТИ ещё ряд нюансов новосибирского метростроения. Он сообщил, что в правом перегонном тоннеле на «Берёзовой роще» горным способом, без щита, осталось пройти 52 м «пробки». Это позволит открыть полноценное движение на Дзержинской линии. «Оборотные средства БТС вложены огромные, задолженность перед нами составляет 364 млн. рублей, и мы не видим реальных путей для её уменьшения. Без привлечения кредитных ресурсов мэрии и области это невозможно», - говорит господин Фердман.

Уникальный проходческий комплекс LOVAT, приобретённый специально под строительство новосибирского метро простаивает уже полгода. Для продолжения работ необходимо финансирование: метростроители разочаровались в практике строительства за свой счёт с последующим возмещением. Для строительства тоннеля и станции «Берёзовая роща» «Бамтоннельстрой» привлекал банковские кредитные средства и платил проценты по кредитам из своих же оборотных средств. Задолженность же МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» перед всеми подрядчиками вместе составляет около 450 млн. рублей.

«К сожалению, с 1 января мы вынуждены отправить людей в бессрочный отпуск на три месяца, потому что мы не можем платить им заработную плату за счёт других объектов, - сетует Олег Борисович. – Мы слышали об обещаниях президента, но реальных шагов никаких не предпринималось. После осуществления реальных шагов по ликвидации задолженности мы готовы начать работы».

Нужно отметить, что проходческий щит – это собственность БТС, его простой стоит денег, и он рассматривается как ресурс для участия этой организации в тендерах на производство работ по всей России и за рубежом.

Олег Фердман считает, что если строить метро быстрее, исключая подобные простои, то обходиться оно будет значительно дешевле. Это складывается из более низкой стоимости материалов, приобретаемых большими партиями, и из технологических особенностей: «Комплекс может проходить транзитом две станции. Потом разворачиваться и идти обратно. Это ещё удешевляет строительство». Более того, при увеличении объёмов БТС готов разместить в Новосибирске завод по производству обделки для тоннелей, которая в данный момент делается в Красноярске. Комментируя высказанную главным архитектором перспективу «две станции за 10 лет», Олег Борисович сказал: «Так можно строить лопатой и кайлом, но есть уже более “конкретные предложения” от ОАО “БТС”».

Городской власти и депутатам Горсовета, конечно, виднее, куда тратить бюджетные деньги. В муниципальном бюджете 2006 года, по словам мэра, на 80 млн. рублей увеличено финансирование комплексного благоустройства дворов и строительства детских площадок. Статья, таким образом, разрослась до 200 млн. рублей. Дети, конечно, наше будущее, однако 200 млн. рублей в год - это половина требуемых средств для строительства метрополитена. Это тоже наше будущее. Но федеральное правительство не будет давать деньги на дворы и детские площадки. А на метро, может быть, даст.

Константин Пономарёв

12 января 2006 г.
НГС Новости