2006 может стать годом, когда строительство «подземки»
в Новосибирске остановится.
Одно из основных событий ушедшего 2005 года – ввод
в действие станции метро «Берёзовая роща». Это произошло ещё в июне прошлого
года. Более полугода заказчик строительства не может рассчитаться с подрядчиками,
основной из которых – ОАО «Бамтоннельстрой» - отказывается строить «в
долг». Ситуация в ближайшее время не улучшится: 9 января мэр Новосибирска
Владимир Городецкий заявил, что федеральный центр, вопреки обещаниям,
не увеличил финансирование строительства городского метрополитена.
Одна из основных составляющих Генерального плана развития
Новосибирска – транспортная стратегия города на Оби. Метро в ней занимает
одно из ключевых мест. Сегодня финансирование его строительства складывается
из трёх источников: федеральный, областной и муниципальный бюджеты. Дополнительный
источник – «сверхбюджетные средства», которые распределяет правительство.
В начале декабря главный архитектор города Валерий Арбатский,
представляя первые итоги разработки Генплана, сказал следующее: «Концепцию
строительства метро мы не меняем, чтобы в результате сокращения планов
не лишиться небольшого, но всё же финансирования со стороны государства.
Наши планы на ближайшие 10 лет – “Золотая Нива” и “Площадь Станиславского”».
16 декабря Виктор Толоконский сообщил, что президент во время своего визита
пообещал выделить 400 млн. рублей для строительства новосибирского метро.
Владимир Городецкий, ещё подводя итоги 2005 года в конце декабря, посетовал:
«К сожалению, не слышал заверений, что эти деньги будут выделены. Мы добивались
и от президента, и от Минэкономразвития поддержки, которая нам была обещана.
Но профицит всегда делился, а до нас дело не доходило. Нам предложено
строить своими силами». Мэр сообщил также, что на 2006 год на строительство
метро в Новосибирске заложено в федеральном бюджете 132 млн. рублей, в
региональном – 70 млн., а в муниципальном – 30 млн. рублей:
«Такой ресурс – это станция в семь лет. Поверьте,
это нецелесообразно и экономически невыгодно. 400-450 млн. в год – это
два с половиной года, чуть больше – и станция будет выходить».
Та же Казань получила под своё весьма спорное 1000-летие
от правительства России 900 млн. рублей на строительство метро дополнительно,
не считая планового бюджетного финансирования. К сожалению, крупный юбилей
при нынешнем уровне развития исторической науки нашему городу «грозит»
нескоро – в 2043 году. Бюджеты же на 2006 год и города, и области приняты
с дефицитом.
Заместитель генерального директора ОАО «Бамтоннельстрой»
(БТС) Олег Фердман раскрыл для НГС.НОВОСТИ ещё ряд нюансов новосибирского
метростроения. Он сообщил, что в правом перегонном тоннеле на «Берёзовой
роще» горным способом, без щита, осталось пройти 52 м «пробки». Это позволит
открыть полноценное движение на Дзержинской линии. «Оборотные средства
БТС вложены огромные, задолженность перед нами составляет 364 млн. рублей,
и мы не видим реальных путей для её уменьшения. Без привлечения кредитных
ресурсов мэрии и области это невозможно», - говорит господин Фердман.
Уникальный проходческий комплекс LOVAT, приобретённый
специально под строительство новосибирского метро простаивает уже полгода.
Для продолжения работ необходимо финансирование: метростроители разочаровались
в практике строительства за свой счёт с последующим возмещением. Для строительства
тоннеля и станции «Берёзовая роща» «Бамтоннельстрой» привлекал банковские
кредитные средства и платил проценты по кредитам из своих же оборотных
средств. Задолженность же МУП «Управление заказчика по строительству подземных
транспортных сооружений» перед всеми подрядчиками вместе составляет около
450 млн. рублей.
«К сожалению, с 1 января мы вынуждены отправить людей
в бессрочный отпуск на три месяца, потому что мы не можем платить им заработную
плату за счёт других объектов, - сетует Олег Борисович. – Мы слышали об
обещаниях президента, но реальных шагов никаких не предпринималось. После
осуществления реальных шагов по ликвидации задолженности мы готовы начать
работы».
Нужно отметить, что проходческий щит – это собственность
БТС, его простой стоит денег, и он рассматривается как ресурс для участия
этой организации в тендерах на производство работ по всей России и за
рубежом.
Олег Фердман считает, что если строить метро быстрее,
исключая подобные простои, то обходиться оно будет значительно дешевле.
Это складывается из более низкой стоимости материалов, приобретаемых большими
партиями, и из технологических особенностей: «Комплекс может проходить
транзитом две станции. Потом разворачиваться и идти обратно. Это ещё удешевляет
строительство». Более того, при увеличении объёмов БТС готов разместить
в Новосибирске завод по производству обделки для тоннелей, которая в данный
момент делается в Красноярске. Комментируя высказанную главным архитектором
перспективу «две станции за 10 лет», Олег Борисович сказал: «Так можно
строить лопатой и кайлом, но есть уже более “конкретные предложения” от
ОАО “БТС”».
Городской власти и депутатам Горсовета, конечно, виднее,
куда тратить бюджетные деньги. В муниципальном бюджете 2006 года, по словам
мэра, на 80 млн. рублей увеличено финансирование комплексного благоустройства
дворов и строительства детских площадок. Статья, таким образом, разрослась
до 200 млн. рублей. Дети, конечно, наше будущее, однако 200 млн. рублей
в год - это половина требуемых средств для строительства метрополитена.
Это тоже наше будущее. Но федеральное правительство не будет давать деньги
на дворы и детские площадки. А на метро, может быть, даст.