Главная
Города
Новости
Летопись
Репортажи
Статьи
Строительство
Планы
Архив
Форум «Моё метро»
Гостевая
Благодарности
Ссылки
Rambler's Top100

Праздник «сбойки» с нерадостным лицом отметили новосибирские метростроители.

«Сбойку», завершившую строительство правого перегонного тоннеля к станции метро «Березовая роща« и ставшую событием этой недели, не обошло своим вниманием ни одно из новосибирских СМИ. Свой праздник, подводивший итог полугодовой работе, метростроевцы отмечали по установившимся еще с БАМа традициям - с митингом, фейерверком, шампанским из касок - музыку было слышно на всю округу. Выступавшие на митинге представители городских и областных властей в своих речах отмечали высокие темпы и уровень инженерной подготовки работ, культуру производства коллектива ООО «Новосибирскметрострой-БТС», дочернего предприятия «БАМтоннельстроя», эффективность и технологичность тоннелепроходческого комплекса «Lovat», благодаря которому сложнейший участок удалось пройти с аптекарской точностью. Правда, некой тенью на торжество ложились слова самих метростроителей о проведении работ, «невзирая на проблемы с финансированием».

То, что с деньгами на строительство «Березовой рощи» сложности, новосибирцам очевидно и без периодического будирования этого вопроса прессой: были бы средства, станцию бы пустили, как и обещали, к концу прошлого года. О сроке пуска «Березовой рощи» городские власти сейчас говорят - «к марту». Но и называя журналистам эту не слишком определенную дату, присутствовавший на «сбойке» вице-мэр Владимир Шумилов осторожно добавил: «Если не возникнет никаких сюрпризов, уже боюсь загадывать».

Что ж, подождем. Новосибирцам уже не привыкать и к перекрытой улице Гоголя, и к кружению транспорта. Для нас скорей будет сюрпризом сдача «Березовой рощи». А вот терпение самих метростроевцев на пределе. Долг «БАМтоннельстрою» за весь выполненный объем работ - правый и левый перегонный тоннели составляет 369,5 млн рублей. Чтобы удешевить строительство, пусковой комплекс станции метро «Березовая роща» власти решили сдавать в усеченном виде - только с левым перегонным тоннелем, а поезда пустить по нему челночным способом. При этом оба перегонных тоннеля были в заключенном с «БАМтоннельстроем« договоре подряда. Другого варианта у метростроевцев и не было. Проходка левого перегонного тоннеля была закончена ООО «Новосибирскметростроем-БТС» еще 12 мая прошлого года. Компания оказалась перед выбором - ждать неизвестно каких времен, когда откроется финансирование, то есть распускать людей, держать на приколе дорогущий «Lovat», каждый час простоя которого - огромные убытки, или, поверив обещаниям мэрии, областной администрации рассчитаться за выполненную работу, продолжать проходку, сохранив коллектив. В сентябре, объясняя решение «БАМтоннельстроя» вести проходку правого перегонного тоннеля за счет собственных средств, заместитель генерального директора холдинга Олег Фердман в интервью «ВН» говорил: «БАМтоннельстрой« делает все, чтобы дочернее предприятие »Новосибирскметрострой-БТС« работало нормально. Здесь понимают, что такое крупное строительство, как метро, невозможно без вложения собственных оборотных средств. Поэтому и вложились в надежде на то, что до конца года ситуацию с финансированием удастся разрешить совместно с мэрией и областными властями».

К дню сбойки ситуация уже накалилась до предела.

- Свою готовность работать с Новосибирском мы уже доказали, выполнив проходку левого и правого перегонных тоннелей исключительно за счет своих средств, - сказал Фердман вашему корреспонденту. - Было обещание рассчитаться в декабре - деньги не получены до сих пор. Мы даже вынуждены были перекредитоваться, потеряв на процентах, чтобы заплатить людям зарплату. Ситуация очень серьезная. Работать дальше только из собственных средств возможности больше нет. Мы должны планировать закупку оборудования, запчастей, проведение ремонтов, работу тоннелепроходческого комплекса и приобретение «обделки» для него - бетона, металла, составляющих. Для этого тоже нужны средства. «Lovat» не должен стоять. Он должен давать метры проходки и приносить прибыль. Сейчас, с завершением правого перегонного тоннеля, «Lovat« вышел в камеру демонтажа. По схеме, предусмотренной проектом, его разбирают и поднимают наверх. Что дальше? Когда мы пришли в Новосибирск, в мэрии нам рассказывали, как прежний подрядчик полдня искал ведро солярки, чтобы только ничего не делать. Мы хотим работать, у нас все для этого есть - прекрасные специалисты, высокопроизводительное оборудование. Нужен только участок работы, обеспеченный финансированием, и расчет за выполненный объем работы.

ООО «Новосибирскметрострой-БТС» стало практически заложником Новосибирска. Только потому, что оказалось для города слишком мощной организацией. Прежние подрядчики, вспомним, тоже не устраивали городские власти: те работали слишком плохо, эти - слишком хорошо. С дальнейшими перспективами строительства метро сплошной туман. Во время своего последнего визита в Новосибирск президент подписал на строительство метро дополнительно 400 млн рублей. Теперь, как говорят в мэрии, этому решению надо «приделать ноги», то есть выходить деньги в правительстве, министерстве. И вот уже тогда можно будет начинать строительство перегонного тоннеля к «Золотой ниве». Заверениям мэрии, что как-нибудь все равно удастся наскрести денег, поскольку такая техника, как «Lovat», не должна стоять, в «БАМтоннельстрое» уже не очень верят. Вполне возможно, что чуду современной тоннелепроходческой техники найдется другая работа, и не в Новосибирске. А свое метро мы будем строить, как раньше - долго и мучительно, по пятнадцать лет перегораживая улицы и собирая «штабы» по решению насущных проблем.

Лариса Привалова

28 января 2005 г.
Вечерний Новосибирск