Главная
Города
Новости
Летопись
Репортажи
Статьи
Строительство
Планы
Архив
Форум «Моё метро»
Гостевая
Благодарности
Ссылки
Rambler's Top100

Тугой узел коммуникаций не даёт вздохнуть строителям метро.

В конце 80-х годов, когда строители метро взялись за станцию "Гарина Михайловского", в горком полетели письма с жалобами на поведение некоторых товарищей, тормозивших продвижение ударной стройки. В письмах сообщалось: причина торможения в том, что вся привокзальная площадь опутана сетью коммуникаций и ряд безответственных начальников, отвечающих за эти сети, не спешит свое сетевое хозяйство переносить. Тогда безответственных вызывали на ковер, вправляли мозги, и метростройка снова набирала темп. Сегодня проблема выноса коммуникаций уже не решается методом - "Партбилет - на стол!" Мэрии города и управлению заказчика по строительству метро приходится вести трудоемкую и затратную работу: развязывать узлы коммуникаций, проводить массу согласований, заниматься переключением и строительством новых сетей.

Со дня начала строительства новосибирского метрополитена 12 мая исполнится четверть века. К этой памятной дате выпустят книгу о том, как строилось первое в Сибири метро. Авторы книги наверняка упомянут десятки предприятий и организаций, помогавших метростроителям, - ведь первые десять лет новосибирское метро действительно было народной стройкой. Тогда строителям помогали все: владельцы сетей за свой счет выносили коммуникации, заводы помогали транспортом и людьми в напряженные предпусковые дни. В последние годы ситуация в этом плане сильно изменилась. Многими сетями владеют частные акционерные общества, а власти уже не могут себе позволить перекрыть, например, теплосеть и на месяц оставить без горячей воды целый микрорайон, объяснив это необходимостью запустить станцию к такому-то празднику. Все переключения теперь делают в кратчайшие сроки, а финансирование этих затратных работ проходит по титулу Управления заказчика строительства, то есть осуществляется исключительно за счет бюджетных средств.

Представьте себе: на станции "Березовая роща" работы по выносу сетей в совокупности обошлись в 25 миллионов рублей, а "Гусинобродская" потребует на эти цели почти в четыре раза больше средств. Теперь сравните с другими цифрами - за первые пять месяцев 2003 года на строительстве метро было освоено... всего 2,16 млн рублей (!). После такого сопоставления становятся абсолютно понятны мотивы департамента по строительству мэрии, решившегося на серьезные шаги. Весной прошлого года мэрия заменила генподрядчика, фактически остановившего стройку, был назначен новый руководитель Управления заказчика по строительству подземных транспортных сооружений (УЗСПТС). Мэр требовал реальной отдачи на каждый потраченный из бюджета рубль, и после проведения тендера строительство новосибирского метро было поручено одной из крупнейших строительных компаний России - ОАО "Бамтоннельстрой". Новый генподрядчик привез в Новосибирск ряд новейших технологий, включая канадский проходческий щит Lovat.

Строители смогли быстро ликвидировать последствия аварий, допущенных прежним подрядчиком, выполнили закрепление обводненных грунтов, с применением новой техники продолжили проходку левого перегонного тоннеля и вышли на реальную перспективу сдать "Березовую рощу" уже в этом году. Финансовые результаты также показали, что 2003 год стал годом большого рывка. Выделение средств из бюджетов различных уровней превысило 240 миллионов рублей, а финансирование мэрии выросло в разы и составило почти 60 миллионов рублей. Но и сегодня не все в метростроении можно измерить объемами финансирования и кубометрами грунта. Вы не пробовали представить себе проходку тоннеля "физически", так сказать, в натуральную величину? Представить себе, на какой глубине шли работы, когда проходка тоннеля велась под скоростной магистралью на улице Ипподромской. Или когда, например, тоннель упирается в железобетонный коллектор диаметром 1,8 метра.

Если "копнуть поглубже", то выясняется, что в районе новой станции "Березовая роща" Управление заказчика и департамент строительства мэрии "развязали" сложнейший узел коммуникаций. Были вынесены водоводы, теплотрассы и десятки каналов городской телефонной связи. Сотни метров гигантского коллектора, который пересекался с тоннелем метро, приходится замывать раствором и песком, чтобы впоследствии не произошло просадки грунта. А перед тем как перекрывать коллектор почти двухметрового диаметра, был проложен новый, и в кратчайший срок на него переключили внутриквартальные сети.

Прокладка тоннелей метро ведется в сложнейших геологических условиях. Не вдаваясь в специальную терминологию, скажем лишь, что река Каменка очень осложняет строителям жизнь - грунтовые воды пропитывают почву, превращая ее в зыбучую субстанцию. Местами в районе "Березовой рощи" эту субстанцию вообще невозможно преодолеть обычными методами проходки, ее приходилось откачивать и с помощью спецтехнологий закреплять грунт. Не обещает быть легкой и станция "Гусинобродская", там для защиты котлована от грунтовых вод придется целиком выгораживать строительную площадку бетонной стеной. А уж коммуникаций в этом районе...

Тем не менее в строительном департаменте мэрии уверены, что Управление заказчика и генподрядчик выдержат набранный сегодня темп, а многочисленные предприятия и организации, сети которых подлежат выносу, не будут рассматривать метростройку лишь в качестве "источника обновления" своего сетевого хозяйства. В этом смысле обнадеживают конструктивные отношения, установившиеся в последний год между мэрией и энергетиками, - это позволяет надеяться на более оперативное решение вопросов энергоснабжения стройки. От энергетиков, телефонистов, Горводоканала и многих других организаций сегодня тоже зависит - будет ли механизм метростроения, запущенный мэрией Новосибирска, двигаться как по маслу, или же ему придется преодолевать лишние преграды и увеличивать нагрузку на бюджет.

Кирилл Наконечный

5 марта 2004 г.
Новая Сибирь