Главная
Города
Новости
Летопись
Репортажи
Статьи
Строительство
Планы
Архив
Форум «Моё метро»
Гостевая
Благодарности
Ссылки
Rambler's Top100

Казанское метро нам только снится.

Завтра десятый год с начала строительства метро в Челябинске. Десятый грустный праздник метростроевцев, потому что, несмотря на все их старания, на упорство и выживаемость при минимальном финансировании, как не было в городе метро, так его и нет.

В начале 80-х годов специалистами двух ведущих школ метростроения, московской и ленинградской, были выполнены расчеты, которые показали, что к 2000 году транспортные проблемы Челябинска не решить без строительства метрополитена. Мнение специалистов было учтено, и в 1985 году в Челябинске родилось постановление "О мерах по дальнейшему развитию городского хозяйства", которым и предусматривалось строительство метро. Подготовительные работы для строительства метрополитена начались в 1992 году.

В самом начале развертывания метростроительных работ будущее Челябинска виделось с разветвленной сетью метро. В первой линии строительства станциями Пр.Победы - Торговый центр - Пл. Революции - Комсомольская площадь - Тракторозаводская (на повороте к аэропорту) планировалось связать северо-запад и Тракторозаводский районы. Во второй и третьей линиях посредством метро приблизить отдаленные ЧМЗ и Ленинский районы, северо-восток и автомеханический завод. Об этом рассказывалось губернатору области, когда он в апреле 98-го года в первый раз побывал на метрострое. Тогдашний начальник управления строительства N30, тоннельного отряда N45 Сергей Кулаков рассказывал журналистам, что при регулярном финансировании уже в 2001 или 2002 году с проспекта Победы до ЧТЗ можно будет доехать на метро за 10-15 минут. Тогда губернатор, спустившись под землю, и посмотрев, как идет работа, сказал: "Сегодня ведется стройка метро. Да, дорогая, да, непростая. Но как бы трудно ни было, ее надо продолжать. Она нужна не ради престижа, а ради удобств, ради жизни южноуральцев".

С того времени губернатор области больше ни разу не удостоил своим вниманием метростроевцев, а мэр города и вовсе на метрострое не был.

Тоннельный отряд N 45 канул в Лету. Структура метростроя изменилась. В 2000 г. было введено конкурсное управление тоннельным отрядом. После чего появилось новое предприятие, акционерное общество "Челябметрострой". Количество работающих на нем сократилось больше чем на половину, как сократилось и финансирование и первая линия будущего метро. Про вторую и третью очереди речь уже не идет. Построить бы пусковой комплекс хотя бы из трех станций "Торговый центр", "Площадь Революции" и "Комсомольская площадь".

Сегодня в городах России строится двенадцать метрополитенов. Теперь по уровню финансирования Челябинск находится на 11 месте, за нами одна Самара. А в недалеком 98-м году наш город по уровню финансирования стоял на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга. Из-за недофинансирования строительства метрополитена, по подсчетам генерального директора "Челябметростроя" Константина Абрамчука, пусковой участок из трех станций появится в Челябинске не раньше, чем через 30 лет. Так будет, если местные власти будут выделять средства в таком же объеме, как, к примеру, в прошлом году - около 12 миллионов в год. А если говорить про намеченную (и уже неоднократно пересмотренную) программу запуска метро к 2007 году, то для этого надо каждый год из бюджетов всех уровней вкладывать в строительство 600 миллионов. Раз уж назвался груздем:

Совершенно очевидно, что с метростроением в Челябинске нужно что-то решать. Законсервировать строительство не имеет практически никакого экономического смысла. Потому как поддерживать законсервированные площадки стоит столько же, сколько содержать работающие, ну, может миллионов на 50 дешевле. А это в масштабах такого строительства не деньги. Тем более что работающее предприятие метростроя приносит в город и область реальные деньги в виде приличных налогов, рабочих мест (с метростроителями работает около 200 местных предприятий) и федеральных денег, которые работают на нас, на наш город. С федеральными деньгами, кстати, ситуация такая. Финансирование строительства метро ведется из расчета 50% на 50%. Половину дает федеральный бюджет и оставшиеся 50% делят между собой городской и областной бюджеты. В прошлом году дело чуть было не дошло до того, что хотели пересмотреть проценты финансирования в таком соотношении: 80% денег должны были бы давать местные бюджеты и оставшиеся 20% добавляла бы Москва. Хорошо, что до такого не дошло, высокие руководители сумели договориться. При ином раскладе челябинские метростроевцы лишились бы последнего - надежды на будущее. За прошлый год Москва полностью выполнила свои обязательства и на строительство челябинского метро перечислила 103 миллиона рублей, областной бюджет выделил 10 млн.руб., городской 1млн.850 тыс. руб. Пока что представителям челябинских метростроитлей удается лоббировать интересы нашего метростроя в Москве, и федеральные деньги к нам поступают. Но так не может продолжаться бесконечно. Ведь объем федерального финансирования зависит от объемов местного финансирования. Проще говоря: если вам метро не надо, то почему это должно быть нужным Москве? У нее своих "дыр" хватает.

В конце декабря в Москве, в Минтрансе, прошло обсуждение программ строительства метрополитенов в России. На этом совещании была обозначена позиция Минфина, Минэкономики и Госстроя России: контроль за финансированием строительства метрополитенов будет ужесточен, и если какой-то регион не будет выполнять условия постановления правительства о финансировании, то федеральная власть попросту будет отдавать деньги более оборотистым и заинтересованным - таким, как Казань. У которой бюджет на строительство метро на 2002 год составляет около одного миллиарда трехсот миллионов рублей, из которых 800 миллионов - местные, казанские средства. А в Челябинске к середине января не был даже утвержден бюджет на 2002 для метростроевцев. "По моим "разведданным", городской и областной бюджеты хотят нам дать на этот год по 4 миллиона, - говорит Константин Абрамчук. - Но для того чтобы сдать к 2007 году пусковой комплекс из трех станций, на этот год нам надо было выделить порядка одного миллиарда 350 миллионов рублей". В той же Казани на строительстве метро трудится около двух тысяч человек (у нас осталось 350, включая руководство и бухгалтерию). Вот в Казани метро будет построено к 2005 году, а у нас дай Бог, к 2032 году запустят три станции. А если следующие руководители города и области будут такими же не заинтересованными в метро, как и нынешние, то у местных журналистов на ближайшие 30 лет будет долгоиграющая тема для материалов о метрострое - долгострое.

Марианна Шамина

30 января 2002 г.
Газета "Аргументы и факты - Челябинск"